Эстонцы (Eestlased, Maarahvas) – финно-угорский народ, основное население Эстонии.
Известно, что финно-угорские племена – предки современных эстонцев – в древности занимали обширные территории от лесных районов Поволжья и Прикамья до Урала, где контактировали с иранцами, из-за чего в эстонской лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов:
Эстонский |
Авестийский |
aiva, aeva «только» |
aēva- «один», «единственный |
mehi-läne «пчела» |
maxšī- «муха» |
osa «часть» |
ąsa- «часть» |
mardus «привидение, предвещающее смерть» |
mæræta- «умерший», «мёртвый» |
sada «сто» |
пехлев. sat «сто» |
iva, jüvä «мякина» |
уаvа- «злак» |
vasar «молот» |
vazra- «палица» |
viha «гнев», «озлобление», «злоба» |
vĩša- «яд» |
koda «дом» |
kata- «место, постройка» |
tutar-laps «девочка, девушка» |
древнеир. duxtar «девочка, девушка» |
Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в эстонском обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода: эст. vasikas «телёнок», ср. ягноб. wása «телёнок», осет. wæs; эст. vars «жеребенок», ср. осет. urs, vurs «кобыла».
Как известно, основой учения Заратуштры является вера в существование Ахура-Мазды и Аримана. Ахура-Мазда – Создатель Мира, источник Добра и Света, Порядка и Истины, Ариман – Разрушитель Мира, источник Зла, Тьмы, Холода и Скверны. Достичь победы Добра в мире можно через добрые мысли, слова и дела. После смерти душа человека подвергается суду на мосту Чинват над огненной рекой.
Эстонская мифология после христианизации уцелела лишь фрагментарно. Известно, что верховное божество в эстонской мифологии именуется Юммала. Имя бога Юммала (через прафинно-угорское название неба *ilma, juma) восходит к Йиме из заратуштрийской мифологии – первочеловеку и царю, прародителю человечества, в более позднюю эпоху именовавшемуся как Джамшед.
Manala или Tuonela – потусторонний мир в эстонской мифологии – место, окружённое со всех сторон рекой из мечей и копий, расположенное на северной окраине мира. Через Маналу ведёт мост-нитка. Мотив моста через реку, ведущую в потусторонний мир, просматривается и в легендах о ванапаганах – злых великанах, строящих гигантские мосты через озера и моря. Душа проходящего по такому мосту должна угодить к дьяволу. Образ самих ванапаганов эстонской мифологии имеет определённое сходство с дэвами – слугами Аримана из заратуштрийской мифологии.
Сюжет моста через реку в потусторонний мир имеет параллели с религией Заратуштры, где ад также располагается на севере, а душа после суда над ней должна пройти по мосту Чинват над огненной рекой.
Помимо этого, в мифологии эстонцев и близких им ливов (Livo) и сету (Setu) есть легенда о мардусе (Mardus)– призраке из мира мёртвых, наводящем на людей страх и ужас. Мардус появляется «ниоткуда» ночью, у заброшенных пустых домов, на развалинах, болотах в образе людей, умерших неестественной или преждевременной смертью и исчезает «в никуда», не оставляя ни малейших следов своего присутствия.
Согласно эстонской легенде, мардус предвещает смерть и появляется там, где кто-то должен умереть.
У другого прибалтийско-финского народа – финнов (Suomi) – «мардус» обозначает месяц ноябрь, в котором на севере Финляндии наступает полярная ночь. Этот период именуется финнами как Kaamos, символизирующий смерть лета, приход зимы – мрака, смерти и холода.
Каамос
В мифологию территориально близких эстонцам русских мардус перешёл в форме «мардуй», означающей чёрта.
Исходя из этого становится очевидным, что символика мардуса достаточно однозначна – он имеет прямую связь со смертью. Откуда же взялся этот персонаж и что означает его название? Лингвистический анализ показывает, что слово mardus является заимствованием из иранской формы – авест. mərəta- «умерший», «мёртвый».
Проведённый анализ говорит о том, что в прошлом предки эстонцев и древний иранцы имели обширные связи, повлиявшие на духовную культуру эстонцев и других родственных им народов.