Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Бахман, день Дей бе Азар.

08.11.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная \ Анджоман \ Наследие \ Кыргызстан Версия для печати

Заратуштрийское наследие Кыргызстана

Ещё в раннем средневековье территория современного Кыргызстана через согдийское посредство стала одним из мест распространения Благой Веры. Подтверждением этому служат обнаруженные руины строений культовой архитектуры, а также отдельные обычаи и традиции киргизского народа, берущие своё начало в заратуштрийской религии.

 

Как известно, учение Заратуштры предписывает почтительное отношение к стихиям, и поэтому труп считался нечистым, и не мог быть сожжён, утоплен или похоронен в земле, поскольку это вызовет осквернение стихии. Поэтому мёртвых помещали в специальные постройки. Археологические находки в Кыргызстане, связанные с погребальными обрядами Благой Веры, представлены захоронениями в оссуариях – специальных сосудах для хранения костей умершего. Кроме этого, к ним относятся и погребения по обряду трупоположения в одно- двух- и многокамерных склепах – наусах. Этот погребальный обряд хорошо известен по результатам исследований некрополей городищ Ак-Бешим, Красная речка, Тараза и на берегу реки Ходжа Бакырган, в 300 км от усадьбы Кайрагач.

 

В 30 км от Бишкека, на городище Красная речка был выявлен 21 наус. Все наусы имели прямоугольную форму со сводчатым перекрытием или были квадратными с куполами. Функциональная площадь составляла 1,5-4 м2. Высота их не превышала человеческого роста. Все сооружения наземные, сложенные из пахсы и кирпича, стояли на единой платформе. У входа на полу лежали 2 скелета в анатомическом порядке. В наусах совершалось как выставление трупов, так и хранение костей.

 

Оссуарий с Краснореченского некрополя, VII-IX вв.

 

В этих наусах была найдена целая серия оссуариев, фасадная часть некоторых из которых имела рельефные изображения с сюжетами заратуштрийского богослужения, на которых в центре композиции расположен алтарь огня с развевающимся пламенем, а по бокам – два жреца в повязках, закрывающих рот, чтобы не осквернить своим дыханием священный огонь.

 

Оссуарий с городища Красная речка. Мобеды у огня (VII-IX вв.)

 

Мобед у священного огня

 

Помимо этого, к югу от с. Ивановское были обнаружены два кладбища – Кенбулуньское и Ивановское, где также были найдены погребения в оссуариях, относящиеся ко времени второй согдийской колонизации Семиречья. Ещё одно кладбище с оссуарными захоронениями было обнаружено у северной стены г. Баласагуна при строительстве железной дороги Фрунзе (ныне Бишкек) – Рыбачье (Балыкчы).

 

Говоря о храмовой заратуштрийской архитектуре следует добавить, что комплекс, расположенный в западной части Красной речки мог быть башенным храмом огня. С ритуалом возжигания и почитания огня связан прямоугольный зал с очагом-алтарём, раскопанный в шахристане городища Ак-Буура, являющегося руинами доарабского Оша. Примечательно, что одни из трёх городских ворот Оша вплоть до X-XI вв. назывались Дарваза-и-Мугкеде («Ворота храма огнепоклонников»).

 

С VIII-IX вв начинается исламский этап в истории Кыргызстана. Но, несмотря на исламизацию, доисламские традиции в духовной жизни киргизов, восходящие к заратуштрийской религии, сохраняются вплоть до настоящего времени. Это отражается в одежде, сооружениях, пище, мифологии (пэри, дэв), а также в погребальной обрядности.

 

Заратуштрийская концепция нечистоты умершего пронизывает все представления, связанные с похоронным ритуалом: комнату, в которой умер человек, окуривали травой испанд; если в доме находились продукты, они считались нечистыми, и их нельзя было употреблять: в доме умершего в течение трёх суток нельзя было готовить, одежда и посуда, которыми пользовался усопший, изымалась из употребления. Несмотря на то, что прошли столетия, и учение Заратуштры сменилось исламом, в котором нет отрицательного отношения к обмывальщикам трупов, вплоть до недавнего времени у киргизов существовало презрительное отношение к обмывальщикам мёртвых.

 

Говоря о доисламских элементах в традициях киргизов следует отметить следы таких заратуштрийских церемоний как «сагдид» («оглядывание собакой») и «барашнум-и но шаб». Суть церемонии «сагдид» заключается в следующем: когда человек умирает, ему на грудь кладут хлеб и подводят собаку. Если она съедает хлеб, считают, что человек умер. Так как смерть расценивается как триумф зла, и мёртвый становится сакрально нечистым, причиняя осквернение всему живому, то собака выступает в качестве благого творения, наделённого силой изгнать из тела трупный дух «насу», которого представляют в образе отвратительной мухи.

 

К человеку, осквернившемуся контактом с мёртвым и ставшему вследствие этого сакрально нечистым, также подводят собаку при проведении сложной очистительной церемонии «барашнум-и но шаб» (очищения девяти ночей). Цель этой церемонии – изгнать трупного демона «насу» из живого человека.

 

Пережитки этих двух церемоний сохранились в ритуальной практике киргизов, когда каждый обмывающий повязывал правую руку куском белой ткани, оторванной от савана, для того, чтобы голая рука не касалась тела умершего. Отголоски церемоний «сагдид» и «барашнум-и но шаб» можно выявить в лечебной магии киргизов, у которых распространено лечение путем прикладывания уха щенка к уху ребенка. Каракиргизы считают, что через ухо лежит ближайший путь к мозгу человека. Для того, чтобы украсть мозг человека, дьявол посылает чертенка под видом мухи «челемче». Отождествление чертей с мухами является отголоском заратуштрийских представлений о демоне «насу».

 

Для изгнания злых духов из тела больного знахарь клал рядом раскрашенный череп собаки, поскольку считали, что собаки отпугивают злых духов. Вообще, вопреки исламу, роль собаки у киргизов исключительно велика – она считалась подобной человеку. Существовал обычай, при котором семь человек приносили жертву – «садака». Если седьмой человек не мог в силу ряда причин принять участие в жертвоприношении, его можно было заменить собакой. Известно, что у заратуштрийцев Ирана и Индии также существует обычай, при котором, если в религиозной церемонии отсутствует какой-либо человек, вместо него надо взять собаку.

 

Самым важным наследием Благой Веры является празднование праздника Нооруз. Нооруз (от перс. Новруз «новый день») – праздник весны и начала нового года в Кыргызстане, отмечаемый в день весеннего равноденствия – 21 марта. Корни праздника восходят к религии Заратуштры, где он является важнейшим праздником победы сил добра над силами тьмы. Нооруз был упразднён советской властью в 1926 г. и заново возрождён в 1988 г. В Кыргызстане он имеет статус государственного праздника. Согласно древнему обычаю, до наступления Нооруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами.

 

Празднование Нооруза в Бишкеке, площадь Ала-Тоо

 

На праздничный стол накрывали кушанья из семи продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк – блюдо из проращенных ростков пшеницы.

 

Следует отметить, что вклад заратуштрийской религии в культуру народа Кыргызстана пока мало изучен и не оценён по достоинству, но памятники, оставленные её последователями, являются важной и неотъемлемой частью культурного наследия киргизского народа.

 

После обретения Кыргызстаном независимости начался процесс национального самоутверждения. Отдельные энтузиасты стали обращаться к доисламской истории своей страны и предпринимать попытки искусственно «восстановить» тенгрианство. Но очевидно, что тенгрианство в чистом виде умерло безвозвратно. Дошедшие до нас источники, даже после скрупулёзного научного анализа, позволяют воссоздать его только в общих чертах. Поэтому неотенгрианство являет собой продукт «кабинетного» мифотворчества, с привлечением фрагментов других религиозных верований и даже художественной литературы в стиле фэнтези.

 

Среди доисламских религий Кыргызстана лишь учение пророка Ашо Заратуштры непрерывно сохранило традицию вплоть до наших дней и оставило отпечаток в духовной культуре киргизского народа.

Комментарии   Комментарии

Новости
Все новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости

Публикации
Все новости

Календарь на 3759 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1390 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3759 год зороастрийской эры/1390 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Гаханбары (или гахамбары) – это шесть важнейших зороастрийских праздников, отмечаемых...


Все публикации

Комментарии
Все новости


Все комментарии



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 04.11.08
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта