Ещё в раннем средневековье территория современного Кыргызстана через согдийское посредство стала одним из мест распространения Благой Веры. Подтверждением этому служат обнаруженные руины строений культовой архитектуры, а также отдельные обычаи и традиции киргизского народа, берущие своё начало в заратуштрийской религии.
Как известно, учение Заратуштры предписывает почтительное отношение к стихиям, и поэтому труп считался нечистым, и не мог быть сожжён, утоплен или похоронен в земле, поскольку это вызовет осквернение стихии. Поэтому мёртвых помещали в специальные постройки. Археологические находки в Кыргызстане, связанные с погребальными обрядами Благой Веры, представлены захоронениями в оссуариях – специальных сосудах для хранения костей умершего. Кроме этого, к ним относятся и погребения по обряду трупоположения в одно- двух- и многокамерных склепах – наусах. Этот погребальный обряд хорошо известен по результатам исследований некрополей городищ Ак-Бешим, Красная речка, Тараза и на берегу реки Ходжа Бакырган, в 300 км от усадьбы Кайрагач.
В 30 км от Бишкека, на городище Красная речка был выявлен 21 наус. Все наусы имели прямоугольную форму со сводчатым перекрытием или были квадратными с куполами. Функциональная площадь составляла 1,5-4 м2. Высота их не превышала человеческого роста. Все сооружения наземные, сложенные из пахсы и кирпича, стояли на единой платформе. У входа на полу лежали 2 скелета в анатомическом порядке. В наусах совершалось как выставление трупов, так и хранение костей.
Оссуарий с Краснореченского некрополя, VII-IX вв.
В этих наусах была найдена целая серия оссуариев, фасадная часть некоторых из которых имела рельефные изображения с сюжетами заратуштрийского богослужения, на которых в центре композиции расположен алтарь огня с развевающимся пламенем, а по бокам – два жреца в повязках, закрывающих рот, чтобы не осквернить своим дыханием священный огонь.
Оссуарий с городища Красная речка. Мобеды у огня (VII-IX вв.)
Мобед у священного огня
Помимо этого, к югу от с. Ивановское были обнаружены два кладбища – Кенбулуньское и Ивановское, где также были найдены погребения в оссуариях, относящиеся ко времени второй согдийской колонизации Семиречья. Ещё одно кладбище с оссуарными захоронениями было обнаружено у северной стены г. Баласагуна при строительстве железной дороги Фрунзе (ныне Бишкек) – Рыбачье (Балыкчы).
Говоря о храмовой заратуштрийской архитектуре следует добавить, что комплекс, расположенный в западной части Красной речки мог быть башенным храмом огня. С ритуалом возжигания и почитания огня связан прямоугольный зал с очагом-алтарём, раскопанный в шахристане городища Ак-Буура, являющегося руинами доарабского Оша. Примечательно, что одни из трёх городских ворот Оша вплоть до X-XI вв. назывались Дарваза-и-Мугкеде («Ворота храма огнепоклонников»).
С VIII-IX вв начинается исламский этап в истории Кыргызстана. Но, несмотря на исламизацию, доисламские традиции в духовной жизни киргизов, восходящие к заратуштрийской религии, сохраняются вплоть до настоящего времени. Это отражается в одежде, сооружениях, пище, мифологии (пэри, дэв), а также в погребальной обрядности.
Заратуштрийская концепция нечистоты умершего пронизывает все представления, связанные с похоронным ритуалом: комнату, в которой умер человек, окуривали травой испанд; если в доме находились продукты, они считались нечистыми, и их нельзя было употреблять: в доме умершего в течение трёх суток нельзя было готовить, одежда и посуда, которыми пользовался усопший, изымалась из употребления. Несмотря на то, что прошли столетия, и учение Заратуштры сменилось исламом, в котором нет отрицательного отношения к обмывальщикам трупов, вплоть до недавнего времени у киргизов существовало презрительное отношение к обмывальщикам мёртвых.
Говоря о доисламских элементах в традициях киргизов следует отметить следы таких заратуштрийских церемоний как «сагдид» («оглядывание собакой») и «барашнум-и но шаб». Суть церемонии «сагдид» заключается в следующем: когда человек умирает, ему на грудь кладут хлеб и подводят собаку. Если она съедает хлеб, считают, что человек умер. Так как смерть расценивается как триумф зла, и мёртвый становится сакрально нечистым, причиняя осквернение всему живому, то собака выступает в качестве благого творения, наделённого силой изгнать из тела трупный дух «насу», которого представляют в образе отвратительной мухи.
К человеку, осквернившемуся контактом с мёртвым и ставшему вследствие этого сакрально нечистым, также подводят собаку при проведении сложной очистительной церемонии «барашнум-и но шаб» (очищения девяти ночей). Цель этой церемонии – изгнать трупного демона «насу» из живого человека.
Пережитки этих двух церемоний сохранились в ритуальной практике киргизов, когда каждый обмывающий повязывал правую руку куском белой ткани, оторванной от савана, для того, чтобы голая рука не касалась тела умершего. Отголоски церемоний «сагдид» и «барашнум-и но шаб» можно выявить в лечебной магии киргизов, у которых распространено лечение путем прикладывания уха щенка к уху ребенка. Каракиргизы считают, что через ухо лежит ближайший путь к мозгу человека. Для того, чтобы украсть мозг человека, дьявол посылает чертенка под видом мухи «челемче». Отождествление чертей с мухами является отголоском заратуштрийских представлений о демоне «насу».
Для изгнания злых духов из тела больного знахарь клал рядом раскрашенный череп собаки, поскольку считали, что собаки отпугивают злых духов. Вообще, вопреки исламу, роль собаки у киргизов исключительно велика – она считалась подобной человеку. Существовал обычай, при котором семь человек приносили жертву – «садака». Если седьмой человек не мог в силу ряда причин принять участие в жертвоприношении, его можно было заменить собакой. Известно, что у заратуштрийцев Ирана и Индии также существует обычай, при котором, если в религиозной церемонии отсутствует какой-либо человек, вместо него надо взять собаку.
Самым важным наследием Благой Веры является празднование праздника Нооруз. Нооруз (от перс. Новруз «новый день») – праздник весны и начала нового года в Кыргызстане, отмечаемый в день весеннего равноденствия – 21 марта. Корни праздника восходят к религии Заратуштры, где он является важнейшим праздником победы сил добра над силами тьмы. Нооруз был упразднён советской властью в 1926 г. и заново возрождён в 1988 г. В Кыргызстане он имеет статус государственного праздника. Согласно древнему обычаю, до наступления Нооруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами.
Празднование Нооруза в Бишкеке, площадь Ала-Тоо
На праздничный стол накрывали кушанья из семи продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк – блюдо из проращенных ростков пшеницы.
Следует отметить, что вклад заратуштрийской религии в культуру народа Кыргызстана пока мало изучен и не оценён по достоинству, но памятники, оставленные её последователями, являются важной и неотъемлемой частью культурного наследия киргизского народа.
После обретения Кыргызстаном независимости начался процесс национального самоутверждения. Отдельные энтузиасты стали обращаться к доисламской истории своей страны и предпринимать попытки искусственно «восстановить» тенгрианство. Но очевидно, что тенгрианство в чистом виде умерло безвозвратно. Дошедшие до нас источники, даже после скрупулёзного научного анализа, позволяют воссоздать его только в общих чертах. Поэтому неотенгрианство являет собой продукт «кабинетного» мифотворчества, с привлечением фрагментов других религиозных верований и даже художественной литературы в стиле фэнтези.
Среди доисламских религий Кыргызстана лишь учение пророка Ашо Заратуштры непрерывно сохранило традицию вплоть до наших дней и оставило отпечаток в духовной культуре киргизского народа.