Кочевые ираноязычные племена сарматского происхождения, осевшие на Кавказе – аланы – участвовали в непосредственном этногенезе осетин, карачаево-балкарцев и некоторых других народов Северного Кавказа. Есть основания полагать, что некоторый период своей истории они исповедовали религию Заратуштры.
В VII в. арабы вторглись в Среднюю Азию. В 709-713 гг. они взяли Бухару, Самарканд, Фергану и ряд городов Согда. Разгром арабами Средней Азии стал причиной миграции согдийцев-зороастрийцев на Северный Кавказ. Согдийцы, родственные по языку аланам, оказали воздействие на их духовную культуру и политическую историю.
Это подтверждают как храмы, связанные с культом огня, так и погребения по зороастрийскому погребальному обряду, обнаруженные в Алании. Наиболее ранний из таких храмов огня (датируется VIII в.) обнаружен на Хумаринском городище в верховьях Кубани.
Хумаринское городище
Другое известное святилище было расположено на городище Нижний Архыз и известно в литературе как «круг» или «цирк». Круглоплановые храмы и алтари известны в азиатском зороастрийском зодчестве.
Зороастрийский храм круглой планировки
Существование зороастрийских храмов огня дополняется специфическими погребениями по зороастрийскому погребальному обряду. В начале 1970-х гг. на юго-восточном подножии горы Верблюд, в 10 км западнее г. Железноводска, при земляных работах у хут. Порт-Артур был найден керамический оссуарий – яйцевидный сосуд охристого цвета, содержавший человеческие кости. Этот вид погребения полностью соответствует зороастрийской идее изоляции мёртвого тела от священных стихий – земли и воды.
В хасаутском скальном могильнике на одном из скальных уступов в конце 1960-х гг. была обнаружена платформа, сложенная из обтёсанных блоков песчаника. Размер сооружения 2×0,8 м при высоте 0,7 м. Между камнями платформы были найдены литые пуговицы и остатки ремня. Это пока единственная искусственно сооружённая дахма, зафиксированная на скальных могильниках.
Погребения по зороастрийскому обряду могли быть совершены и в наземных склепах (т. н. «города мёртвых»), сконцентрированных в VII-IX вв. в верховьях Кубани и её притоков. Наиболее известны дольменообразные склепы VIII-IX вв. на р. Кривой. Показательны изображения собак на склепе – второго по святости существа после человека.
«Город мёртвых»
В Х в. Западная Алания официально принимает христианство. Начало процесса массовой христианизации алан относится к 901-907 гг. Однако пережитки зороастрийской погребальной обрядности и верований сохранились в этнографической культуре осетин. Например, сонм небожителей в осетинском обозначается терминами zœd и dawœg, зэды и дауаги – от авест. yazata- «божество» и daevo- «дэвы».
К авестийскому обозначению Аримана – *ahra-maniu- «злой дух» (где *ahra- – «злой, враждебный») относится осетинское xæjræg «чёрт, дьявол, бес», в переносном смысле – «хитрец, пройдоха, мошенник», отсюда xæjræğğyn «одержимый, бесноватый», xæjræğy sajd «свихнувшийся», «обманутый чёртом» – из *ahraka- с наращением анлаутного *x-, как в ряде других слов.
Осетинский язык также унаследовал такие понятия, как ard «клятва» от авест. аša- (arta-) – «истина», и farn (авест. hvarnah-, др. -перс. farnah- «божественный ореол») – «благодать, благоденствие».
По Р. Р. Рудницкому