В V-VII вв. Дербент выступал одним из важнейших административно-политических и военно-стратегических центров Сасанидской державы на Кавказе, и это определяло значительные позиции здесь Благой Веры. Но до последнего времени в Дербенте не были известны заратуштрийские памятники. И только в 2000 г. на склоне ущелья Етти гоиляр внимание Дербендской археологической экспедиции привлекла небольшая пещера (глубина 1,7 м, ширина 3,6 м, высота до 1,8 м). Её осмотр позволил сделать предположение, что это – дахма, заратуштрийское погребальное сооружение, в которое умерший помещался до полного истления, а затем кости его скелета укладывались в небольшую камеру-костехранилище – астодан.
Заратуштрийский скальный погребальный комплекс представляет собой грот с двумя разрушенными прямоугольно-стрельчатыми входами. В нём были расчищены две скальные удлинённые ямы (ок. 2,0*0,65*0,6 м; 1,1*0,7*0,9 м), между которыми располагается небольшое (ок. 0,6*0,6*0,2 м) углубление – астодан. Подобные памятники известны на территории Ирана, в провинции Фарс. По аналогии с ними дербентская дахма датируется VI – началом VIII в. и сопоставляется с сооружениями, описанными в Дадестан-и дениг.
В помещении у самой скалы на уровне пола была обнаружена неглубокая длинная и узкая яма (1*0,5 м), окружённая глиняной полосой шириной 10-12 см. В ней был погребён мужчина, лежащий на спине в вытянутом положении.
Заратуштрийский погребальный комплекс. На переднем плане – «дом мёртвых», на заднем – проём в дахму в скале
Прослойка изолировала погребённого от остального пространства помещения, где проводили ритуал яшти-седуш и шаб-гирих («служба ночного бдения»).
В углу помещения, рядом с первым захоронением, в небольшой нише в скале, заложенной обожжёнными кирпичами XII-XV вв., было обнаружено ещё одно погребение. Оно представляло собой вторичное захоронение аккуратно уложенных костей полного скелета мужчины без анатомического порядка и являло собой костехранилище-астодан.
Интерпретация вскрытых погребений дала возможность сопоставить выявленное здание с описанным в Видевдате зад-марг-хане («домом мёртвых»), куда покойник помещался как во «временную могилу» до его переноса в дахму. Открытие «дома мёртвых» XIII-XV вв. близ Дербента, стало свидетельством наличия заратуштрийской общины в городе.
По М. С. Гаджиеву