Коми – коми-зыряне (коми-морт), коми-пермяки, коми-язьвинцы – группа финно-угроских народов, коренное население Республики Коми. Говорят на коми-зырянском, коми-пермяцком и коми-язьвинском наречиях, составляющих пермскую группу финно-угорской ветви уральской семьи языков.
Предками коми считалась легендарная чудь – таинственный народ, ушедший под землю. Известно, что предки современных коми контактировали с иранцами, из-за чего в лексике этих народов представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов. По одной из гипотез, даже сам этноним «коми-морт» происходит от авест. maræta- «смертный», ср. перс. mard «человек», «мужчина»:
Коми-зырянский |
Авестийский |
śurs «тысяча» |
hazaŋræm «тысяча» |
sarid’ź «море», «тёплые края, куда летят переелётные птицы», ср. sar «море», Sar-dor «район нижней Печоры» (букв. «приморский район») |
zrayō, zrayah- «море» |
pįdęs «дно» |
bŭna<*bundna, «дно», «основание», отсюда название заратуштрийского трактата Bundaxišn («Сотворение основы») |
kuręg «курица» |
kahrka- «курица» |
moš «пчела» |
maxšī- «муха» |
śur «рог» |
srvā-, srū- «рог» |
mort «человек» |
maræta- «смертный» |
śo «сто» |
раннеир. *śata- «сто» |
sod «мост», «ступень», «лестница» |
haētu- «плотина» |
vurun «шерсть (овечья)» |
varænā- «шерсть» |
gu- «воровать», guś «вор» |
gaδa- «красть» |
burįś, burśi «грива (конская)» |
baræša- «спина лошади» |
gort «дом» |
gæræδa- «жилище» |
-ka в kerka «дом» |
kata- «место, помещение» |
Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в коми обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода:
коми-перм. beriś «липа» – ср. осет. bærzæ «береза», коми-зырян. das «десять» – ср. осет. dæs «десять», коми-зырян. porś «свинья» – ср. хотано-сакск. pā’sa «свинья», курд. purs
Всё это позволяет предполагать об обширных связях предков коми с иранцами. По-видимому, некоторые черты традиционной религии коми сформировались под влиянием учения Заратуштры.
Основная черта религии Заратуштры – дуализм, предполагающий существование Добра (Ахура-Мазда) и Зла (Ариман). Несмотря на то, что коми мифология, была в значительной мере утрачена в процессе христианизации, в общих чертах её можно реконструировать. Известно, что для неё также был характерен дуализм – вера в существование Добра во главе с Ёном, создавшим Вселенную, и Зла – во главе с Омолем или Кулем. Имя бога Ёна (через прафинно-угорское название неба *ilma, juma) восходит к Йиме из заратуштрийской мифологии – первочеловеку и царю, прародителю человечества, в более позднюю эпоху именовавшемуся как Джамшед. Омоль противостоит Добру, создавая злых духов и пребывает в преисподней. В конце времён должна свершиться последняя битва Ёна и Омоля.
Ён создал человека совершенным, но Омоль вмешался и осквернил его творение. После чего люди стали подвержены болезням и смерти. Этот сюжет имеет прямую параллель в Благой Вере.
Одним из почитаемых животных в Благой Вере считается собака. Институт морально-правовых социальных норм у коми включал в себя и регламентирование отношений с животными. Собак убивать запрещалось. Собака, убитая своим хозяином проклинала его, и три поколения собак отказывались ему служить. На том свете подразумевалось возмездие за жестокое обращение к животным. Охотником рекомендовалось накормить собаку прежде, чем поесть самим. Даже в начале ХХ в. промысловики первую ложку каши из котла давали понюхать собаке, как бы демонстрируя этим первоочередное право её на пищу.
После смерти душа человека душа переходила по шатающемуся бревну в загробный мир через огненное озеро, причём души грешников падали в озеро. Здесь также просматривается параллель с заратуштрийской мифологией, где душа грешника после суда срывается с моста Чинват и падает в огненную реку.
У коми существовали единые представления о существовании души-дыхания («лов»). Именно после ухода этой души, т.е. с прекращением дыхания человек считался мёртвым. У большинства этнографических групп коми сохранялись представления и о другой душе человека, душе-тени, душе-двойнике, по аналогии с фраваши заратуштрийской религии. Коми называли её «орт» или «урес». Оставаясь невидимой, душа-орт всю жизнь сопровождала человека.