Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3763 Заратуштрийской Эры,
месяц Тир, день Дей бе Дин.

23.04.3763 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная \ Анджоман \ Наследие \ Россия \ Финно-угры Версия для печати

Элементы заратуштрийской религии в традиционных верованиях марийцев

Марийцы (меря, çармăс, чирмеш) – финно-угорский народ в России, в основном проживают в республике Марий Эл. Несмотря на то, что большинство современных марийцев православные, часть народа (в основном, луговые марийцы) придерживается традиционной марийской религии.

 

Известно, что предки современных  финно-угорских народов в древности занимали обширные территории от лесных районов Поволжья и Прикамья до Урала, где контактировали с иранцами, из-за чего в марийской лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов. По одной из гипотез, даже сам этноним «мариец» (marij) происходит от авест. mairya- «парень».

 

Марийский

Авестийский

pŭndakš «дно»

bŭna<*bundna, «дно», «основание», ср. Бундахишн («Сотворение основ»)

örδæž «бок», «сторона»

aræδa- «половина», сторона»

mükš «пчела»

maxšī- «муха»

uža-š «часть»

ąsa- «часть, доля»

šur «рог»

srū- «рог»

šüδæ «сто»

satæm «сто»

šu «отруби», «мякина»

sūkā- «ость злака»

korem «проводить борозды»

kar- «проводить борозды»

kuδæ «летний шалаш»

kata- «постройка

 

Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в марийском обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода: марийск. kerde «меч», ср. перс. kard «меч» и т. п.

 

Всё это позволяет предполагать о связях предков марийцев с иранцами. По-видимому, некоторые черты традиционной религии марийцев сформировались под воздействием учения Заратуштры.

 

Как известно, основой учения Заратуштры является вера в существование Ахура-Мазды и Аримана. Ахура-Мазда – Создатель Мира, источник Добра и Света, Порядка и Истины, Ариман – Разрушитель Мира, источник Зла, Тьмы, Холода и Скверны. Достичь победы Добра в мире можно через добрые мысли, слова и дела, и почитая стихии – Воздух, Воду, Землю и особенно Огонь, как символ жизненной силы, которую Создатель вдохнул во Вселенную. После смерти душа человека три дня пребывает рядом с ним, а затем подвергается суду на мосту Чинват над огненной рекой.

 

По традициям заратуштрийцев, труп – сакрально нечист, обладает оскверняющей силой, разносимой дэвом насу и поэтому не может быть сожжён, утоплен или похоронен в земле, поскольку это вызовет осквернение стихий. Для этого заратуштрийцы соблюдали специальные погребальные обряды с выставлением трупов в закрытых или открытых погребальных сооружениях. У восточных иранцев соблюдалась традиция построения закрытых постройках для покойных: аланы строили для этой цели «дома мёртвых», согдийцы и хорезмийцы – склепы для хранения оссуариев.

 

«Дом мёртвых». Осетия

 

Для народной марийской религии также характерен дуализм – вера в существование Добра во главе с Юмо (Кугу-юмо, иногда Инмар), создавшим Вселенную, и Зла – во главе с Кереметом. Оба имени бога – Юмо и Инмар (через прафинно-угорское название неба *ilma, juma) восходят к Йиме из заратуштрийской мифологии – первочеловеку и царю, прародителю человечества, в более позднюю эпоху именовавшемуся как Джамшед. Обозначение отрицательной сущности пришло из ислама, где карамат (کرامت) – чудо, даруемое Аллахом. Отец зла, мрака и холода пребывает в бездне и приносит людям бесчисленное множество несчастий и подбивает человека на неблаговидные дела. В некоторых местностях проживания марийцев «керемет» является ругательным словом.

Когда Кугу-Юмо сотворил человека, Керемет оплевал его, из-за чего люди подвержены греху и болезням. Среди животных, сотворённых Юмо, следует отметить ежа, считавшегося у марийцев благим животным. Сходный мотив присутствует и в Благой Вере, где ёж считается одним из творений Ахура-Мазды.

 

Загробный мир разделён на две половины: тёмную (тамык, узьмак, ад – возможно, понятие пришло из ислама) и светлую. Как и в Благой Вере, душа покойника должна была пройти по жёрдочке над пропастью с кипящей серой: грешник срывался вниз, а праведник добирался до светлого мира.

 

Ещё одним возможным следом влияния заратуштрийской мифологии являются своеобразные погребальные обряды предков современных марийцев – «дьяковцев», финно-угорских племён, вплоть до Х-XI вв. населявших центральную часть России. Своё название они получили от деревни Дьяково (ныне в черте Москвы), где впервые было обнаружено их поселение. Погребальное сооружение «дьяковцев» (т. н. «дом мёртвых») – небольшой четырёхугольный бревенчатый сруб с двускатной крышей, в котором были найдены останки 5-6 человек (мужчин, женщин и детей), датируемое серединой третей четверти I тысячелетия н. э.

 

Ритуальные службы религии марийцев включают в себя зажжение огня (ритуал Тул он) берёзовыми дровами. Для жреца (карт, термин, видимо, тюркского происхождения) было характерно особое одеяние белого цвета, как и для служителей Ахура-Мазды. Жречество передавалось по наследству. Верховный жрец именуется тунь онаень.

 

Богослужение картов

 

Схожая практика наблюдается и в религии Заратуштры, где мобедом (священнослужителем) может стать только человек из рода мобедов. Среди мобедов избирается глава всех мобедов – Мобедан мобед.

Комментарии   Комментарии

Новости
Все новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости

Публикации
Все новости

Календарь на 3759 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1390 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3759 год зороастрийской эры/1390 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Гаханбары (или гахамбары) – это шесть важнейших зороастрийских праздников, отмечаемых...


Все публикации

Комментарии
Все новости


Все комментарии



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 23.11.08
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта