Марийцы (меря, çармăс, чирмеш) – финно-угорский народ в России, в основном проживают в республике Марий Эл. Несмотря на то, что большинство современных марийцев православные, часть народа (в основном, луговые марийцы) придерживается традиционной марийской религии.
Известно, что предки современных финно-угорских народов в древности занимали обширные территории от лесных районов Поволжья и Прикамья до Урала, где контактировали с иранцами, из-за чего в марийской лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов. По одной из гипотез, даже сам этноним «мариец» (marij) происходит от авест. mairya- «парень».
Марийский |
Авестийский |
pŭndakš «дно» |
bŭna<*bundna, «дно», «основание», ср. Бундахишн («Сотворение основ») |
örδæž «бок», «сторона» |
aræδa- «половина», сторона» |
mükš «пчела» |
maxšī- «муха» |
uža-š «часть» |
ąsa- «часть, доля» |
šur «рог» |
srū- «рог» |
šüδæ «сто» |
satæm «сто» |
šu «отруби», «мякина» |
sūkā- «ость злака» |
korem «проводить борозды» |
kar- «проводить борозды» |
kuδæ «летний шалаш» |
kata- «постройка |
Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в марийском обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода: марийск. kerde «меч», ср. перс. kard «меч» и т. п.
Всё это позволяет предполагать о связях предков марийцев с иранцами. По-видимому, некоторые черты традиционной религии марийцев сформировались под воздействием учения Заратуштры.
Как известно, основой учения Заратуштры является вера в существование Ахура-Мазды и Аримана. Ахура-Мазда – Создатель Мира, источник Добра и Света, Порядка и Истины, Ариман – Разрушитель Мира, источник Зла, Тьмы, Холода и Скверны. Достичь победы Добра в мире можно через добрые мысли, слова и дела, и почитая стихии – Воздух, Воду, Землю и особенно Огонь, как символ жизненной силы, которую Создатель вдохнул во Вселенную. После смерти душа человека три дня пребывает рядом с ним, а затем подвергается суду на мосту Чинват над огненной рекой.
По традициям заратуштрийцев, труп – сакрально нечист, обладает оскверняющей силой, разносимой дэвом насу и поэтому не может быть сожжён, утоплен или похоронен в земле, поскольку это вызовет осквернение стихий. Для этого заратуштрийцы соблюдали специальные погребальные обряды с выставлением трупов в закрытых или открытых погребальных сооружениях. У восточных иранцев соблюдалась традиция построения закрытых постройках для покойных: аланы строили для этой цели «дома мёртвых», согдийцы и хорезмийцы – склепы для хранения оссуариев.
«Дом мёртвых». Осетия
Для народной марийской религии также характерен дуализм – вера в существование Добра во главе с Юмо (Кугу-юмо, иногда Инмар), создавшим Вселенную, и Зла – во главе с Кереметом. Оба имени бога – Юмо и Инмар (через прафинно-угорское название неба *ilma, juma) восходят к Йиме из заратуштрийской мифологии – первочеловеку и царю, прародителю человечества, в более позднюю эпоху именовавшемуся как Джамшед. Обозначение отрицательной сущности пришло из ислама, где карамат (کرامت) – чудо, даруемое Аллахом. Отец зла, мрака и холода пребывает в бездне и приносит людям бесчисленное множество несчастий и подбивает человека на неблаговидные дела. В некоторых местностях проживания марийцев «керемет» является ругательным словом.
Когда Кугу-Юмо сотворил человека, Керемет оплевал его, из-за чего люди подвержены греху и болезням. Среди животных, сотворённых Юмо, следует отметить ежа, считавшегося у марийцев благим животным. Сходный мотив присутствует и в Благой Вере, где ёж считается одним из творений Ахура-Мазды.
Загробный мир разделён на две половины: тёмную (тамык, узьмак, ад – возможно, понятие пришло из ислама) и светлую. Как и в Благой Вере, душа покойника должна была пройти по жёрдочке над пропастью с кипящей серой: грешник срывался вниз, а праведник добирался до светлого мира.
Ещё одним возможным следом влияния заратуштрийской мифологии являются своеобразные погребальные обряды предков современных марийцев – «дьяковцев», финно-угорских племён, вплоть до Х-XI вв. населявших центральную часть России. Своё название они получили от деревни Дьяково (ныне в черте Москвы), где впервые было обнаружено их поселение. Погребальное сооружение «дьяковцев» (т. н. «дом мёртвых») – небольшой четырёхугольный бревенчатый сруб с двускатной крышей, в котором были найдены останки 5-6 человек (мужчин, женщин и детей), датируемое серединой третей четверти I тысячелетия н. э.
Ритуальные службы религии марийцев включают в себя зажжение огня (ритуал Тул он) берёзовыми дровами. Для жреца (карт, термин, видимо, тюркского происхождения) было характерно особое одеяние белого цвета, как и для служителей Ахура-Мазды. Жречество передавалось по наследству. Верховный жрец именуется тунь онаень.
Богослужение картов
Схожая практика наблюдается и в религии Заратуштры, где мобедом (священнослужителем) может стать только человек из рода мобедов. Среди мобедов избирается глава всех мобедов – Мобедан мобед.