Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Дей бе Азар.

08.02.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная \ Анджоман \ Наследие \ Россия \ Финно-угры Версия для печати

Заратуштрийские элементы в народных верованиях вепсов

Вепсы (вепся, вепсляйжед, бепслаажед, людиникад) – финно-угорский народ в России. Живут в настоящее время в восточных районах Ленинградской области, на западе Вологодской и на юго-востоке Карелии. В древних русских хрониках именовались как веся. Хотя христианизация веси началась, по-видимому, еще в X-XI вв., вплоть до XX в. сохранялось двоеверие.

 

Известно, что предки современных финно-угорских народов в древности занимали обширные территории от лесных районов Поволжья и Прикамья до Урала, где контактировали с иранцами, из-за чего в вепсской лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов: orač «самец», «кабан», «кобель» – ср. авест. varāza- «кабан», вепс. oza «счастье»» «доля» – авест. ąsa- «часть», вепс. sarv «рог» – авест. srvā- «рог», вепс. sada «сто» – авест. satəm, хотано-сакск. sata-, пехлев. sat, ново-перс. sad «сто».

 

Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в вепсском обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода: вепс. porzaz – хотано-сакск. pā’sa «свинья», курд. purs; вепс. vaza – ягноб. wása «телёнок», осет. wæs; вепс. varz «жеребенок» – осет. urs, vurs «кобыла».

 

Всё это позволяет предполагать о связях предков вепсов с иранцами, на что указывают отдельные элементы в дохристианских мировоззрениях вепсов, имеющих некоторое сходство с учением Заратуштры.

 

Как известно, основой учения Заратуштры является вера в существование Ахура-Мазды и Аримана. Ахура-Мазда – Создатель Мира, источник Добра и Света, Порядка и Истины, Ариман – Разрушитель Мира, источник Зла, Тьмы, Холода и Скверны. Достичь победы Добра в мире можно через добрые мысли, слова и дела, и почитая стихии – Воздух, Воду, Землю и особенно Огонь, как символ жизненной силы, которую Создатель вдохнул во Вселенную. После смерти душа человека три дня пребывает рядом с ним, а затем подвергается суду на мосту Чинват над огненной рекой.

 

Среди животных, созданных Ахура-Маздой особо выделялись собака и петух – благие существа, служащие человеку и способные изгонять дэвов. Взгляд собаки, согласно традиции, отпугивал трупного дэва насу, а крик петуха отпугивал дэва лени бушьясту.

 

Священнослужителями в религии Заратуштры могли быть только мужчины.

 

Сравнивая учение Заратуштры и вепсские народные верования можно отметить целый ряд сходств.  что в последних также присутствовал дуализм – вера в существование Добра во главе с богом Юмой и Зла – во главе с чёртом Лембоем. Когда Юма творил землю и живые существа, Лембой из зависти мешал ему и создавал всякую нечисть.

 

Имя бога Юмы (через прафинно-угорское название неба *ilma, juma) восходит к Йиме из заратуштрийской мифологии – первочеловеку и царю, прародителю человечества, в более позднюю эпоху именовавшемуся как Джамшед.

 

Вепсам было присуще почитание стихий, особенно Воды и Огня. Строго запрещалось как-либо осквернять воду: плевать в неё, мочиться, выливать помои, мыть грязные сапоги в «чистом» водоёме, а не в луже и т. п. Также нельзя было плевать в огонь, затаптывать его ногами и т. д. Кроме этого, огонь использовали как средство, изгоняющее зло. В конце XIX в. в с. Корвала, где свирепствовала холера, от болезни избавились, обходя деревню с горящими факелами.

 

По представлениям вепсов, посредниками между духами и людьми были колдуны – нойды. Вера в нойдов до сих пор не утрачена в вепсских деревнях. Судя по архивным материалам 1930-х гг., колдунами в вепсских деревнях были только пожилые мужчины. Это имеет сходство с заратуштрйиской традицией, где священнослужителем – мобедом – может быть только мужчина.

 

В традиционном мировоззрении вепсов значительное место занимали животные. Положительными чертами наделялся петух, глашатай наступления дня. Считалось, что крик петуха побеждает и прогоняет нечистую силу. Это нашло отражение в ритуале перехода в новый дом у вепсов на Ояти. Там было принято переселяться на новое место ночью сразу после петушиного крика, разгоняющего нечистую силу. Этот мотив довольно часто встречается в вепсских сказках: человеку угрожает опасность со стороны тёмных сил (разбойников, колдунов и т. д.) и он может спастись только в том случае, если продержится до крика петуха.

 

Образ собаки включал положительные черты. Собака была другом и защитником человека. Такое представление о животном нашло отражение в поверьях южных и капшинских вепсов. Согласно им, увидеть во сне собаку означало скорую встречу со старым другом или приобретение нового. Считалось благоприятным предзнаменованием, если навстречу путнику, вступающему в деревню, выбегала собака или раздавался ее лай. В то же время собака у вепсов считалась существом, способным изгонять разные болезни.

Комментарии   Комментарии

Новости
Все новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости

Публикации
Все новости

Календарь на 3759 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1390 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3759 год зороастрийской эры/1390 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Гаханбары (или гахамбары) – это шесть важнейших зороастрийских праздников, отмечаемых...


Все публикации

Комментарии
Все новости


Все комментарии



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 01.12.08
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта