Татары (татарлар) – тюркский народ, живущий в разных областях России и других странах. Составляют половину населения Татарстана и являются вторым по численности народом в России после русских. За свою историю предки современных татар контактировали с восточными иранцами, проникавшими в Приуралье и Поволжье. Следы этого взаимодействия отражены в некоторых традициях и мифологии татарского народа.
Об этом свидетельствует широко отмечаемый татарами праздник Новруз, празднуемый в течение нескольких дней, обычно с 21 по 24 марта. Поэтому перед праздником тщательно убираются в домах и дворах, обновляют домашнюю утварь, преподносят подарки друзьям и близким. Татарский историк Шигабетдин Марджани писал, что раньше в дни Новруза молодые люди ходили по домам и читали нараспев специальные новогодние стихи, пели песни с благожеланиями. Молодежь устраивала праздничный стол, веселилась, пела, играла.
Помимо Новруза, следы заратуштрийского влияния просматривается в демонологических представлениях татар. Это легенды о демонических персонажах – аждаха и пери.
Аждаха (аждага, айдахар, аждахар, аздяка) в татарской мифологии представляется как чудовищный змей-людоед, дракон, «главный среди змей». Он может иметь несколько голов и крылья. В татарских сказках аждаха прилетает и пожирает людей. Герой убивает дракона в поединке и спасает мирных жителей. В связи с этим интересным представляется предание о происхождении названия города Астрахани, приведённое турецким путешественником Эвлия Челеби XVII в. в своём сочинении «Сейахат-намэ»: «В древние времена этот город (Астрахань – ред.) лежал в развалинах и в нём находился дракон-аждерха. Пожирая всех сынов человеческих, обитающих в степи Хейхат, и всех живых тварей, он погубил несколько стран. Впоследствии некий хан-богатырь убил этого дракона, а всю округу сделал безопасной и благоустроенной – поэтому эту страну стали называть Аждерхан». Образ аждаха восходит к авестийскому дракону Ажи-Дахаку, который был побеждён Траэтаоном (Феридуном) и закован в цепи на горе Демавенд.
С заратуштрийской мифологией связано происхождение и другого демонического образа – пери. Пери (авест. паирика) – это злые духи, могут являться в виде животных или прекрасных девушек. Они могут так заколдовать человека, что он становится одержимым, теряет память. Пери «кружат голову» человеку, парализуют его.
Пери
Помимо мифологических понятий, в антропонимию татар вошли и иранские личные имена. Они служили воплощением положительных черт, женственности и мужественности. В образовании таких имён участвовали прямые и посреднические иранские компоненты, как: гюль/гуль – цветок, диль – сердце, жан – душа, хуб(б) – хороший, добрый, шат – радостный и т. д., бану – царица, зар – золотой, наз – нежный, нар – гранат, джихан – Мир, Вселенная, фируза – победа.
Иранские мужские имена у татар – Азат, Бахрам, Марданша, Нариман, Рушан, Фархад, Джихангир, Джиханша и т. д. Иранские женские имена у татар – Баграмия, Гаухар (Гаухария), Гульджихан, Раушан (Раушания, Рушания), Фирдауса, Хуршида, (Хуршид) и т. д. Иногда в именах использовали разные сочетания этих элементов: Айгуль – лунный цветок, Минжан – богиня и душа.
Помимо имён, в более позднее время в татарский язык проникло большое число иранизмов как обозначений понятий материальной и духовной культуры.