Якуты (саха дьоно, ураанхай-саха) на протяжении своей истории контактировали с различными народами, проникавшими с юга Сибири. Исследователи Ю. Н. Васильев и Г. В. Попов указывают на связи предков якутов с древними иранцами. Одними из возможных свидетельств этих связей являются некоторые элементы учения Заратуштры, запечатлённые в духовной культуре традиционной якутской религии Айыы.
Во главе пантеона религии Айыы стоял Курбастай, иначе именуемый как Юрюнг Айыы Тойон («Белый Творец»), создавший Дойду («Вселенная»). Примечательно, что имя верховного божества – Курбастай – представляет собой заимствование из среднеиранских языков имени Творца в религии Заратуштры – Хормазд (Ахура Мазда). Созидающая сила Творца воплотилась в природный огонь Аар Тойон, находящийся в живых существах. Это также наводит на параллель с Благой Верой, где огонь Адар символизирует жизненную силу, которую Создатель вдохнул во Вселенную.
Рассмотрение представлений якутских язычников о духе огня даёт нам возможность более детально подойти к вопросу об истоках их религии. Негаснущий огонь очага имел огромное значение для жизни якутов. Сжигать в нём мусор, плевать в него, брызгать водой и т. д. категорически воспрещалось. Также существовал запрет на приближение к огню женщин с месячными, человека, участвовавшего в похоронах и любого человека с плохими мыслями. Абсолютно такое же отношение к огню присутствует и в религии Заратуштры.
Ритуальное кормление священного огня
Юрюнг Айыы Тойон, создав человека, наделил его буор-кут («земная душа»), определяющей его короткий век в этом мире, и ийэ-кут («материнская душа»), имеющей вечно совершенную природу. Согласно заратуштрийской традиции, человек также наделён душой (урван) и бессмертным духом-хранителем (фраваши).
Тьма вторглась в мир, вследствие чего человек живёт среди светлой и тёмной сторон мироустройства. Буор-кут человека зависит от его доброй или злой воли. Для выбора между добром и злом человеку дано Усуйуу («указание направления»). Человеку указываются на выбор два пути использования полученных знаний – благой и злой. Основными вредоносными явлениями в якутской традиции считаются злая мысль, сквернословие и болезнь. Всё это близко заратуштрийской триаде о мыслях, словах и делах. Чтобы отличить добро от зла человек наделён Кэрээн («совесть»). В Благой Вере данное понятие именуется как Даэна.
Основной идеей традиционного якутского учения является идея правильной жизни человека в этом мире, умения правильно мыслить и распоряжаться своей судьбой. Человек должен всю жить совершать добро, в противном случае его душа станет юёр («злой дух») и попадёт в Кыраман («страна проклятий», «ад»), где находятся змей Адьарай (ср. с Ажи-Дахаком из заратуштрийской мифологии) и Ачараман. Наименования Кыраман и Ачараман созвучны имени противника Ахура Мазды – Аримана (Ахримана).
Наряду с этим, для служителей культа Айыы было характерно особое одеяние белого цвета, как и для служителей Ахура-Мазды. Во время моления шаманы Айыы пользовались веткой березы, как барсомом. В якутской мифологии и эпосе часто встречается персонаж Кудай Бахсы («учитель веры»), где Кудай – от иранск. Хода («Бог»).
Параллели с Благой Верой обнаруживаются у якутов и в погребальном обряде. В якутской традиции существовали кибэсы – специальные люди, занимавшиеся погребениями. Они, как и заратуштрийские служители мёртвых – насусалары, жили вне поселений, как сакрально осквернившиеся контактом с мёртвым. Трупы не хоронили, а оставляли на специальной площадке. Этот обряд назывался арангас («воздушное погребение») и связан с запрещением осквернять землю захоронением человеческой плоти. Обычай воздушного погребения сохранялся у якутов вплоть до начала XX в.
Арангас - площадка для погребения
По якутской мифологии будущее носит эсхатологический характер – в итоге мир погибнет от огня, что имеет некоторую параллель с заратуштрйским Фрашкардом.
С XVII в. среди якутов начинает распространяться православие. Носители религии Айыы так и не сформировали централизованной религиозной системы и священных книг, без чего невозможно сохраниться в той или иной степени в условиях внешнего давления других религий. Традиционная религия якутов стала постепенно забываться. И хотя отдельные энтузиасты в настоящее время пытаются возродить её, отсутствие письменной фиксации учения мешает её полному восстановлению.
В отличие от религии Айыы – культа сугубо этнического, учение Ашо Заратуштры, проповедуя те же ценности, смогло сформировать религиозную систему и сохраниться в течение более чем 3700 лет даже во враждебном окружении и стать религией, открытой для любого, кто желает её принять.