Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3758 Заратуштрийской Эры,
месяц Абан, день Хордад.

06.08.3758 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная \ Анджоман \ Наследие \ Таджикистан Версия для печати

Заратуштрийские пережитки у исмаилитов Памира

Памир – горная система на юге Средней Азии. На Памире в настоящее время исповедуется исмаилизм – одна из ветвей шиитского ислама. Тем не менее, памирцы-исмаилиты сохранили некоторые заратуштрийские традиции.

 

Памирцы признают Единого Творца, управляющего землёй посредством подчинённых ему стихий: Огня, Воды, Ветра и Земли; рай называют словом «бехешт» (ср. перс. «ордибехишт»); ад – «дуззах» (ср. авест. «дужахва»); имеется представление об «охирзамон» – конце света; существует ряд легенд, похожих по фабуле на «Арта Вираз намак» с визионерским хождением праведника в «дуззах».

 

Творец, чья сущность – Свет, сотворил этот мир. Он пребывает в бесконечном свете, и следит за нами и днём и ночью. Днём Он созерцает нас глазом дня – Солнцем (Хир), ночью – глазом ночи – Луной (Мест). Поэтому имя Его – Хирмест (Солнце-Хир + Луна-Мест).

 

У памирцев существует культ поклонения святым местам с молениями огню (чарог-намаз); производятся домашние возлияния «ширругон» (перс. «масло и молоко», аналог авест. заотры); люди надевают пояс памбанд/памтарвинд, сплетённый из красных и белых нитей. Кодекс поведения запрещает проявление нечестности и нечистоты; соблюдается традиция совершать вадж перед едой.

 

Распространены легенды о пандемониуме злых существ, укрывающихся в пещерах, связанных с дуззахом и вредящих тайно, ночами.

 

Примечательно, что памирские древние храмы огня – «оташкода» строились открытыми сверху и круглыми (чтобы не дать злу места спрятаться в уголке). В ряде мест Памира и сегодня можно встретить остатки храмов огня. Это круговые сооружения с квадратным углублением в центре. Храмы огня строились на возвышенностях. Известны руины храма огня в районе населенного пункта Сучан Хорогского района. Время его создания точно не установлено, но устная традиция гласит, что храм функционировал до XVI в., а затем начал использоваться уже омусульманившимся населением для своих религиозных обрядов.

 

Зороастрийский храм круглой планировки

 

Выставление трупа в безлюдном высоком месте подальше от людей, растений, животных, воды и огня является Характерным элементом Благой Веры. Труп должен быть уничтожен птицами, поскольку они самоочищаются в полёте под лучами Солнца.

 

В Вандже высоко в горах есть пещера, которую называют «Кофаркала», находящаяся между кишлаком Гуджаваст и Иштхарв в верхнем Ванче. По словам местных жителей, в древности люди оставляли в ней тела умерших на съедение орлам. Этот обычай имеет прямое отношение к Благой Вере, которая в древности господствовала в этих местах.

 

После смерти три дня ждали момента, когда душа-арвох уйдет к Хирместу. На третий день самый сведущий в ритуале совершал обряд «царовпидид». Похороны осуществляются в наземных склепах, причём тела кладутся на галечниковую подстилку. Ранее (до XX в.) существовал обычай выставлять тело на камнях в безлюдном месте. В доме, где находится мёртвое тело, должен гореть огонь, защищающий от злых сил; существуют реликты культа хлеба, используемого в ритуале «чарог-намаз». Чистый лён готовили особым образом, погружали в масло и поджигали под пение поминальных молитв. Присутствующие подходили к горящему чарогу и «умывались» огнём, производили обряд его «целования». Так люди очищали свои тела и души от влияния смерти.

 

Другим сохранившимся наследием Благой Веры является праздник Новруз – заратуштрийский праздник Нового Года. Кроме него, в Таджикистане в день осеннего равноденствия отмечается другой заратуштрийский по происхождению праздник – Мехргон.

 

К Новому Году (Новрузу) готовились заранее, выставляя угощение для «арвох» (авест. «фраваши»). Для арвох проводили «царовпидид» (возжигание светильника – чарог), которые позволяли арвох идти к Хирместу без опаски – ведь путь их становился освещённым.

 

Новруз наступал с первым лучом Солнца, проникшим в дом через чархону (перс. «четыре дома» – квадратное окно в крыше дома – символическое вместилище 4 стихий). Таким образом, осуществлялось как обновление мира с помощью всех четырёх стихий, которые магически заключены в чархоне, так и освящение жилища «новым Солнцем».

 

По А. М. Пастухову

Комментарии   Комментарии

Новости
Все новости

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости

Публикации
Все новости

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Гаханбары (или гахамбары) – это шесть важнейших зороастрийских праздников, отмечаемых...

Молитва в Благой Вере

Согласно учению Праведного Заратуштры, почитатель Мазды возлагает на себя обязанность...


Все публикации

Комментарии
Все новости


Все комментарии



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 16.11.08
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта