Иранское шиитское духовенство перед лицом возрождения интереса иранцев к
своей истории, а отсюда и вольно или невольно - к древней религии Заратуштры,
продолжает публичную риторику по умалению благой веры, позволяя себе
неоднозначные высказывания.
Резонанс в зороастрийском сообществе вызвало выступление аятоллы Месбаха
Язди, представителя города Тегерана в Совете Экспертов Исламской республики
Иран, сделанное им на собрании Общества друзей Махди 15 февраля 2013 года. В
своей речи аятолла всячески подчёркивал, как, на его взгляд, неразрывно
завязана судьба Ирана с исламом, потомками пророка (особо почитаемыми в
шиитской религии) и почему без исламской религии Иран не имеет никакой ценности
для мировой цивилизации. В частности, он сказал: «Мы не должны гордиться
огнепоклонничеством наших предков, поскольку в этом нет ничего хорошего,
следует гордиться тем, что Иран связан с родом пророка Мухаммада».
Поскольку выражение «огнепоклонник» используется мусульманами по отношению к
зороастрийцам в негативном ключе, с целью подчеркнуть их мнимое
идолопоклонничество, зороастрийцы всегда относятся с неприятием к такого рода
высказываниям. В ответ на это скандальное, но в общем типичное для
мусульманского духовенства чванливое выступление, Эсфандияр Эхтияри,
представитель зороастрийской общины в парламенте Ирана направил в канцелярию
аятоллы Язди открытое письмо, в котором он заявил, что приписывание своим
предкам огнепоклонничества – это оскорбление всех иранцев, ведь ни для кого не
секрет, что на протяжении своей долгой истории иранцы были приверженцами
единобожия и почитали Единого Бога.
Эхтияри отметил, что если иранцам и есть, чем гордиться, то прежде
всего достижениями своей цивилизации, а открытие огня, этого божественного
дара, уважением к которому всегда была проникнута иранская культура, является
началом всякой цивилизации. Он также призвал не использовать в политических
целях риторику, которая нарушает единство народа Ирана, принадлежащего к разным
конфессиям и этносам.
Зороастрийская девушка Назанин Заррин-колах у себя в Фейсбуке опубликовала
свой ответ Месбаху Язди, озаглавленный «Я огнепоклонник».
Раз за разом сталкиваюсь я с этим вопросом: «Вы огнепоклонница?» Каждый,
кто узнаёт, что я зороастрийка, если он что-то знает о зороастрийской вере или
слышал о ней, сразу же спрашивает: «Вы огнепоклонница?». Знаю, что все
зороастрийцы сталкивались с этим вопросом и не один и не два раза. Но раз за
разом, даже когда я присутствовала на беседах с уважаемыми мобедами, я видела,
как ответы этих уважаемых людей год за годом уходили в пустоту. Неужели люди
забыли своё прошлое? Неужели историческая память таких людей стала настолько
слабой, что они не помнят своих предков? Когда мне было ещё мало лет, услышав
этот вопрос, я краснела и начинала рассказывать про свою веру. Я говорила, что
мы глубоко чтим четыре стихии (воду, воздух, землю и огонь) – благие дары
Ахуры, мы не загрязняем их, но мы не поклоняемся им. Я говорила им, что Ашу
Зартошт описывает Бога – Ахура Мазду – как Господа духа и разума, Которого мы,
вознося руки, и почитаем… В то время, наверно, я сама не знала, что проявлением
уважения к воде, воздуху, земле и огню и поддержанием их неосквернёнными я
совершаю их почитание (заботу, охрану). Но теперь я хочу гордо поднять голову и
воскликнуть: «Да, я огнепоклонница!»
Долг, возложенный на меня не только как зороастрийку, но и как человека,
это и есть проявление почтения к природе и дарам Ахуры. Я должна заботиться о
воде, ветре, земле и огне – природе, без которой мы, люди, не сможем продолжать
свою жизнь. И cегодня, как и всегда, я одену белую одежду и с воздетыми руками
и покрытой головой сяду молиться перед огнём – так, как и тысячи лет назад мои
дорогие предки собирались в единый круг и возносили свои молитвы.