Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости
Публикации

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Зороастрийские праздники


Все публикации
Комментарии

Тема: Атрушан в Ани

Хочется от лица сообщества извиниться за излишне поспешные и несбалансированные выводы. Наиболее обшироное освещение эта тема...

Автор: Ramyar


Тема: Чему же учил Заратуштра?

К сожалению, эта статья не единственная, вот еще один перл от апологета христианства http://kray.lg.ua/religion-main/religii-blizhnego-vostoka/129-zoroastrizm.html

Автор: luktah


Тема: Интервью президента России В. Путина

audi01, это хорошая идея! Если ли бы Кремль обратил внимания на это!

Автор: Э р а д ж


Все комментарии
Главная \ Традиция \ Обычаи и обряды Версия для печати

Гаханбар Хамас-пат-маидьом

Со дня Ахнуд по день Вахиштоиш месяца Гатабью / 25 – 29 эсфанда / 16 – 20 марта

 

Шестой и последний гаханбар года, гаханбар Хамас-пат-маидьом, известен также под названием Гаханбар Пандже или Панджи. Слово хамас-пат-маидьом означает равноденствие. Этот праздник справляется в последние пять дней года, имеющие особые названия в честь пяти Гат, поэтому эти пять дней также называются «месяцем Гатабью».

 

В Авесте этот гаханбар называется арэто-карэна, где арето означает «праведность», а карэтна – «деяние», «поступок».

 

Согласно традиционным представлениям заратуштрийцев во время гаханбара хамас-пат-маидьом Бог сотворил человека и тем самым полностью завершил своё творение.

 

Заратуштрийцы справляют гаханбар Пандже в последние дни года так же, как и остальные гаханбары. Гаханбар обычно проводится дома или в общественном помещении. Помимо этого, они верят, что в это время на землю приходят также фравахры умерших, поэтому перед гаханбаром заратуштрийцы убираются в доме, моют и подметают, чтобы угодить фравахром. В последний день Пандже, как уже говорилось выше, для особого обряда на крыше дома заготавливаются дрова и на рассвете следующего дня разжигается огонь, чтобы проводить фравахары обратно на небо.

 

В некоторых заратуштрийских селениях вокруг Йезда Пандже справляется по нефаслическому (невискосному) календарю в конце месяца Тир. В деревне Шарифабад, что около Ардакана, молодёжь принимается делать из твёрдой глины так называемую кову (кова) или копи. Каждый юноша и каждая девушка берёт в реки немного земли или твёрдой глины, смешивает её с водой и перемешивает, чтобы получилась тестообразная масса. Кова готовится юношами. Она изготавливается в виде атешдана с горизонтальной ручкой и двумя маленькими углублениями в виде мисок. При использовании ковы в одну миску помещают огонь, а в другую, которая меньше первой, насыпают ладан и сандаловые веточки. Девушки же из глины изготавливают копи.в виде полусферы диаметром десять-пятнадцать сантиметров.

 

Затем кову и копу окрашивают в белый цвет белой глиной, разведённой в воде, и ставят в пескам-е масе рядом с другими праздничными принадлежностями.

 

В поверхности копи есть дырочки, в которые вставляют веточки базилика и травы «золф-е лути»[1] и покрывают их шёлковым зелёным платком.

 

В последний день Пандже каждого года перед заходом солнца молодёжь выносит на крышу кову и копи вместе дровами, зеленью, сосудом с водой и другими вещами.

 

После зажжения огня на рассвете первого дня года, когда души умерших удаляются на небо, с крыши брызгают водой и разбрасывают семена тимьяна, а копи оставляют рядом с шешой (проросшей зеленью) и веточками мирта на крыше.

 

Юноши, принесшие на крышу кову, достают из огня немного углей и зажигают его на кове. Девушки также берут с собой вниз копи. Они снимают с неё шёлковый платок и повязывают его себе на голову, чтобы весь селдующий год быть цветущими и счастливыми.

 

Огонь в кове, на который возлагались ладан и сандаловые веточки для распространения приятного запаха, юноши относят в шарифабадский адаран и отдают его атешбанду, чтобы он соединил его с храмовым огнём. Опустевшую кову они несут на деревенскую площадь перед адараном.

 

Вся молодёжь деревни собирается здесь, чтобы принять участие в соревновании по разбиванию ков и копи. В этом состязании сходятся попарно и сталкиваются сначала ковами, а потом копи, пока одна из них не разобьётся. У кого кова или копи останется целой, тот победил. В конце остаётся одна кова и одна копи – которые оказались самыми прочными. Так выясняется победитель, которого объявляют всем присутсвтующим.

 

Таким образом, заратуштрийцы каждый год с торжественностью и весельем начинают свои традиционные религиозные обряды в праздник Новруз, а в конце года, справляя гаханбар Хамас-пат-маидбьом, вновь с любовью и радостью встречают за накрытым столом фравахаров и этот праздник переходит в Новруз нового года.



[1] Кустарник с бархатными красными цветами, похожими на петушиный гребень. Его также называют «зольф-е арус» (кудри невесты).


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 12.11.09
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта