Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Эсфанд.

05.02.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости
Публикации

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Зороастрийские праздники


Все публикации
Комментарии

Тема: Атрушан в Ани

Хочется от лица сообщества извиниться за излишне поспешные и несбалансированные выводы. Наиболее обшироное освещение эта тема...

Автор: Ramyar


Тема: Чему же учил Заратуштра?

К сожалению, эта статья не единственная, вот еще один перл от апологета христианства http://kray.lg.ua/religion-main/religii-blizhnego-vostoka/129-zoroastrizm.html

Автор: luktah


Тема: Интервью президента России В. Путина

audi01, это хорошая идея! Если ли бы Кремль обратил внимания на это!

Автор: Э р а д ж


Все комментарии
Главная \ Традиция \ Обычаи и обряды Версия для печати

Задруз-е Ашо Зартошт (День рождения Праведного Зартошта)

Хавдору[1]

День Хордад месяца Фарвардин /61 фарвардина /26 марта

 

Заратуштрийцы высоко ценят рождение детей – как мальчиков, так и девочек. В прошлом, когда рождался ребёнок, его отец в честь него сажал в подходящем месте какое-нибудь вечнозелёное дерево: кипарис, мирт или сосну и заботился о его росте и благополучии так же, как о своём ребёнке.

 

Одним из обычаев древних иранцев было справление своего дня рождения и дня рождения своих детей. Следует упомянуть, что этот обычай не был связан с классовыми различиями и его справляли и богатые, и бедные.

 

Греческий историк Геродот пишет:

 

«У персов есть обычай праздновать свой день рождения. В этот день они устраивают пир, празднуют и веселятся и считают его обрядом, который обязательно должен проводиться. В этот день они считают себя в праве одевать новые одежды и готовить разнообразные хорошие блюда, которые бы отличались от повседневной еды…»

 

Шестой день месяца Фарвардин, именуемый «Хордад», - это день, когда родился иранский пророк, а в возрасте тридцати лет в этот же день он был призван на пророческую стезю. По этой причине и потому, что в этот день случились и другие поворотные события в истории иранцев, заратуштрийцы празднуют этот день и чтят этот день под именем Хавдору.

 

Каждый год в этот день они идут в молитвенное место или адаран своего поселения и чтят день Хордад месяца Фарвардин, готовя нитчатый плов, сирог и другие традиционные блюда, справляя обряд Афринган и Джашн-Хани.

 

Джашн-Хани

 

Джашн[2] происходит от авестийского слова Ясна, что означает «почитание». Древние иранцы, с особой торжественностью отмечавшие многие дни в течение года, в шестой день месяца Фарвардин, участвуя в радостных обрядах, молились Ахура Мазде и восхваляли благие творения.

 

Ныне также для приготовления стола на «джашн-хани» («чтения джашна») за несколько дней готовят лорк – особые орешки для праздников и религиозных обрядов.

 

Праздничный лорк – это смесь из очищенных фисташек, миндаля, грецких орехов, фундука, зелёного изюма, леденцов, которые высыпают на поднос и ставят на белую скатерть, где совершается обряд. Иногда лорк состоит только из двух или трёх видов орехов. Также ставят вазу с цветами и несколько подсвечников с зажженными свечами. Атешдан с огнём помещают на особый поднос и ставят его с переднего каря скатерти. На маленьком подносе размещают специальный стакан с шербетом и молоком. Ставят также калачу с миртом и поднос с фруктами.

 

Обряд Джашн-Хани совершают два мобеда, называемый зут и распи. Они облачены в особые белые одежды, на голове у них белые шапки, а специальный платок, называемый пенам, закрывает их нос и рот. Мобеды стоят друг против друга с двух сторон скатерти и начинают обряд с пения некоторых глав из Авесты, а потом, садясь друг против друга, продолжают пение Авесты.

 

Во время пения Афаринган-е Дахман и Карде-е Соруш распи встаёт со своего места, а зут, держа в руках веточки мирта, начинает петь гимн Афринаме. Распи ещё громче повторяет это слово, а присутствующие, поднимая в верх один палец, вместе возглашают произнесённое мобедом. В этом гимне мобед испрашивает у Бога сил и победоносности в мудром управлении и высоком правосудии. Высказывает пожелание здравия и долголетия, постоянного присутствия Благого Помысла, победы над злым помыслом.

 

Затем зут, возглашая Виспу-хатрэм, берет в руку ещё веточек мирта, а присутствующие после возгласа распи поднимают вверх два пальца. В этой молитве мобед просит у Ахура Мазды оказать ему помощь в том, чтобы стать из числа совершающих благодеяния благодаря следованию благим мыслям, словам и делам. Присутствующие рукой показывают, что они присоединяются к молитве Афринаме и просьбе мобеда, а после по окончании этого гимна читают Ашем Воху и в знак того, что они солидаризируются с мобедом целуют пальцы своей руки и подносят их к глазам.

 

Затем мобедом читается другой отрывок из Авесты – Хамазур-е Дахман, в которой мобед желает, чтобы среди людей воцарились единство, согласие и гармония, чтобы они могли неустанно распространять Истину и вести борьбу со злонамеренностью и неравенством.

 

В конце чтения авестийского гимна Хамазур-е Дахман дехмобед[3] поднимает со скатерти атешдан и кладёт на огонь немного ладана, руты и сандаловых палочек, а когда распространится благовонный запах, он даёт руку мобеду в знак единения, выносит атешдан к присутствующим и обходит их кругом, читая Хамазур-Бим[4], и каждый из присутствующих повторяет за ним. Затем дехмобед берёт поднос или сосуд с лорком, и раздавая каждому из присутствующих по горсти сухофруктов, разделяет его поровну среди всех. Затем все приступают к другим готовым блюдам.

 

Мобеды, будучи религиозными руководителями заратуштрийцев, участвуют во всех религиозных обрядах. Вместе с верующими они читают совместные молитвы и, воспевая отрывки из Гат, Ясны и Авесты, возносят радость душам умерших и желают счастья всем присутствующим.

 

Те, кто решил стать заратуштрийским мобедом, должны пройти определённую подготовку и по окончании обучения участвовать в обряде Новзуди.

 

Обряд Новзуди

 

Слово «Новзуди» состоит из двух частей: нов, то есть «новый» и зуд или зут. Зут – это наименование мобеда, который председательствует во время проведения религиозного обряда и язешн-хани (ясны). Поэтому новзуд – это мобед, который только что был произведён в духовное звание, выучивший Авесту, Гаты, Ясну и яшты, хорошо изучивший правила совершения религиозных обрядов и благополучно сдавший экзамен. Также он должен придерживаться благих мыслей, быть правдивым, творить благовидные поступки, быть скромным и следить за здоровьем тела и души.

 

Прежде мобед, решивший принять посвящение Новзуди, сначала в течение девяти суток проходил через Барешнум[5], а затем для него назначали Новзуди.

 

За день до Новзуди несколько мобедов готовят специальную шапочку из белой материи, украшенную цепочкой и золотыми и серебряными монетами, а также делают варс. Варс изготовляют из свежих веточек гранатового или вишнёвого дерева. Из этих веточек выбирают шесть штук, одну из них сгибают в виде кольца, а оставшиеся привязывают к кольцу на равном расстоянии и одну сторону их связывают вверху верёвкой, так чтобы получился конус.

 

Эти веточки оплетают разноцветными шерстяными нитками. Вокруг варс оплетают тонкой прозрачной тканью зелёного цвета и ставят его в стоячем положеннии на круглый медный поднос. На поднос рядом с варсом также ставят четыре маленьких зеркальца в рамках с лорком, ноклем и одним сладким гранатом.

 

Обряд Новзуди совершается преимущественно на рассвете. Мобеды и большая группа заратуштрийцев приходят к месту проведения обряда. Обряд проводится в простороном месте, чаще всего около аташкаде. Участники выстраиваются вокруг этого места, а мобеды, облачённые все в белые одежды, садятся в комнате, смежной с аташкаде, рядом с новзудом. Они читают особы молитвы и дают новому мобеду наставления. Затем варсал, последний мобед, прошедший до того Новзуди, ставит на голову поднос с варсом и берёт новзуда за руку. Новзуд также одет в одежду мобеда и специальную белую шапочку в знак того, что обряд Новзуди проводится в честь него. В руке он держит кусок металла в виде ключа и трясёт им. Остальные мобеды также двигаются вместе с ним и присоединяются к участникам. Распевая хором отрывки из Авесты, они трижды обходят вокруг аташкаде.

 

При этом головы и плечи мобедов посыпают сухими листьями тимьяна, рисом и зёрнами сенджеда (лоха) и все поздравляют друг друга. Затем мобед, несущий варс, и новзуд отправляются в йазашн-гах (место совершения почитания) и читают там йазашн (почитание, Ясну), и по совершении этого обряда новзуд становится мобедом.

 

Далее >>>



[1] Хавдору – день, в который случилось семьдесят два («хафтад-о-до») определяющих событий в истории Древнего Ирана.

[2] Заратуштрийцы, живущие в Индии, произносят это слово как «джашан»

[3] Дехмобед – лицо, ответственное за организацию религиозных обрядов и праздников, которое во время совершения обряда следит за согласованностью действий мобедов и верующих.

[4] Хамазур-Бим – «Да будем мы едины!»

[5] Барешнум или Ношва – очистительная церемония, в процессе неё очищающийся ел простую пищу и регулярно читал молитвы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 12.11.09
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта