Бехрамшах Ноуроджи Шрофф (Behramshah Nowroji Shroff) (1858-1927) известен
как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. История его жизни
была записана с его слов Джехангирджи Чиниваллой (Jehangirji Chiniwalla), одним
из его учеников, и в 1955 г. опубликована на гуджарати в газете Parsi Avaz.
Английский перевод под названием
«Life
of Ustad Behramshah N. Shroff» был выполнен уже в наше время эрвадом
Марзбаном Дж. Хатирамом (Ervad Marzban J. Hathiram).
Как следует из его жизнеописания, когда Бехрамшаху исполнилось 17 лет, он
стал членом зороастрийской секты «Сахиб-е Дилан» («Повелители сердец»)
(“Masters of hearts”) и переехал в их убежище, находившееся в изоляции где-то в
районе горы Демавенд и прожил там в течение трёх лет, где постиг тайный смысл
Авесты. После этого он вернулся в Индию, и в 1902 г. начал проповедовать,
постепенно приобретая некоторое число последователей.
Со слов Шроффа, с точки зрения адептов «Сахиб-е Дилан», гора Демавенд, а
также некоторые области, прилегающие к ней, считались священными. Одна из
наиболее важных областей упомянута Шроффом как Талесам (Talesam), где в
прибежище Тангистан (Tangistan, перс. букв. «страна ущелий») также жили
представители группы «Сахиб-е Дилан». Со слов Шроффа, путь в Талесам труден, а
сама область отличается своими прекрасными природными пейзажами, горами,
залежами золота и расположена где-то в районе Азербайджана. Кроме того, в
Талесаме неугасимо горит огонь со времён шаха Джамшида.
На первый взгляд рассказ Бехрамшаха Шроффа о путешествии может показаться
фантастическим. Некоторые парсийские дастуры именно так его и воспринимали.
Однако сопоставление упоминаний о сообществе «Сахиб-е Дилан» и горной стране
Талесам с живописной природой, находящейся в районе Азербайджана с реальными
географическими объектами, заставляет отнестись к рассказу более серьёзно.
Деятельность религиозного сообщества «Сахиб-е Дилан» описана в книге мобеда
Рашида Шахмардана “Farzanegan-e Zartoshtian”(«Учёные зороастрийцы»). Это
сообщество было организовано в XVI в. мобедом Азар Кеваном, переехавшим позже
из Шираза в Гуджарат. Учениками Азар Кевана были как зороастрийцы, так и
последователи иных религий – мусульмане, индуисты.
Судя по описанию местности, которую посетил Бехрамшах Шрофф, речь идёт о
Талыше – уникальной горной субтропической области Азербайджана, расположенной к
северо-западу от горы Демавенд. В средневековых источниках название этого
региона зафиксировано в форме Talesan (Талесан), что с учётом фонетического
перехода n→m почти полностью созвучно с «Талесам».
Как и Демавенд, Талышские горы входят в горную систему Эльбурс.
|
Демавенд и Талыш
|
На территории Талыша можно встретить 7 из существующих в мире 11
климатических поясов. Здесь преобладает влажный субтропический климат,
сохранились широколиственные леса, чьи пейзажи осенью переливаются всеми
цветами радуги. Имеются залежи золота и платины.
|
Природа Талыша
|
Вплоть до настоящего времени в Талыше, недалеко от реки Тангеруд сохранилось
свыше 40 источников естественного вечного огня – родников, над которыми где
испаряется и горит природный газ.
|
Один из вечно горящих огней в Талыше, с. Аркиван(«Янар
булаг»)
|
В с. Тангеруд в прошлом располагалась ханега – обитель дервишей, почитавших
местные естественные огни, и именовавшаяся местным населением как Шыхамахла
(«квартал шейхов»). Также можно отметить, что название «Тангеруд» по смыслу
созвучно с «Тангестан».
Невероятно, чтобы полуграмотнй человек из колониальной Индии конца XIX века
мог опосредованно узнать о существовании такого относительно малоизвестного
района как Талыш, не говоря уже о его климате, дервишских группах и прочих
подробностях.
По всей видимости, он посещал этот регион лично.