Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Фарвардин, день Анарам.

30.01.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости
Публикации

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Зороастрийские праздники


Все публикации
Комментарии

Тема: Атрушан в Ани

Хочется от лица сообщества извиниться за излишне поспешные и несбалансированные выводы. Наиболее обшироное освещение эта тема...

Автор: Ramyar


Тема: Чему же учил Заратуштра?

К сожалению, эта статья не единственная, вот еще один перл от апологета христианства http://kray.lg.ua/religion-main/religii-blizhnego-vostoka/129-zoroastrizm.html

Автор: luktah


Тема: Интервью президента России В. Путина

audi01, это хорошая идея! Если ли бы Кремль обратил внимания на это!

Автор: Э р а д ж


Все комментарии
Главная \ Мир Благой Веры \ Наследие \ Азербайджан Версия для печати
Автор: Farroukh

Хыналыгский атешгях: высочайший храм огня в мире

За последние 1300 лет из-за постоянных преследований количество зороастрийских храмов в Большом Иране постоянно снижалось. Многие из них были были разрушены или превращены в мечети. В XIX-XX веках преследования зороастрийцев прекратились, но количество храмов огня с постоянно горящим огнём так и осталось прежним. Но сегодня, совместными усилиями зороастрийцев мира, ситуация начала меняться: забытые храмы огня получают новую жизнь.

 

Азербайджан – Страна Огней

Одной из стран, где некогда был распространён зороастризм, является Азербайджан. Самые ранние упоминания о зороастризме в этом регионе восходят к эпохе Сасанидов, которые основывали здесь храмы огня.

 

Из надписи верховного мобеда Картира (III в.) на «Каабе Зороастра» следует, что он учреждал священные огни в Закавказье и назначал жрецов служить им: «и вплоть до страны… Албании и Баласакана вплоть до Албанских ворот… тех магов и огней, что были в тех странах, я упорядочил, я не допускал совершать обиды и грабежи, и то, что было у них отнято, я также возвратил; и я привёл их в свою страну, и я веру маздаяснийскую и хороших магов сделал превосходными и почитаемыми».

 

Одной из необычных особенностей Азербайджана являются храмы огня с естественным пламенем от горения нефти и природного газа (метана). Самый известный из таких храмов огня («атешгях») находится недалеко от Баку, в Сураханы. Согласно традиции, атешгях построен в виде чахартага – четырёх арок, обращённых к сторонам света.

 

Атешгях с естественным огнём вблизи Баку (в виде «чахартаг»)

 

Известный парсийский учёный Дживанджи Джамшедджи Моди в своей книге «Maari Mumbai bahaarni sahel» («Мои путешествия за пределы Бомбея») писал об Азербайджане и его храмах огня с естественным пламенем:

 

«... В наших древних сочинениях есть упоминания о поклонении огню, бьющему прямо из земли. Среди всех разновидностей огня был особо описан один вид как горящий без топлива. Это и есть тот самый огонь из горящего месторождения природного газа, который горит день и ночь...

 

... В древние времена в этой стране было несколько атеш-кадэ с горящим природным газом, схожих с огнем из нынешнего храма в Баку и других мест.»

 

Дж. Дж. Моди в Баку. Фото из журнала «Maarif və mədəniyyət», ноябрь 1925 г.

 

Руины одного из атешгяхов с естественным пламенем сохранились в горах, в 200 км от Баку, в 5 км от села Хыналыг Губинского района (координаты 41°12'33.7"N 48°05'57.3"E).

 

Горная дорога в село Хыналыг

 

Хыналыг – труднодоступное село-заповедник в горах, расположенное на высоте 2200 метров и в 57 км от г. Губы. Большая часть территории покрыта субальпийскими и альпийскими лугами. Климат горный, прохладный; первые снегопады начинаются здесь уже в начале октября.

 

Село Хыналыг (вид с птичьего полёта)

 

Несмотря на то, что хыналыгцы – мусульмане, их религиозные обычаи сочетают мусульманские и зороастрийские верования. Огонь до сих пор является объектом особого уважения.

 

Улица в Хыналыге

 

Руины атешгяха расположенны в 5 км к западу от села и примерно на 1000 м выше на склоне горы Шах-даг. Благодаря этому хыналыгский атешгях является самым высоким храмом огня в мире. Согласно местной легенде, последнего служителя атешгяха звали Пир Джомард, «который жил 1000 лет назад».

 

О существовании в высокогорьях этой части Кавказа культовых сооружений, в основе которых присутствует зороастризм, упоминают различные авторы. Так, путешественник XVII века Адам Олеарий в своей книге пишет:

«...Эльбурс есть часть Кавказских гор, в области Табесеран, граничащей с Грузией, и высоты его очень хорошо видны с описанных сейчас гор. На этом Эльбурсе персы некогда держали свой неугасаемый огонь и поклонялись там ему; но теперь этого огня и его поклонников нет…, они удалились оттуда в Индию...» («Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1637 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, № 2. М. 1869, Книга четвёртая, гл. XX. О городе Шемахе и горах, лежащих около неё», стр. 466)

 

Гора Эльбурс на севере Ширвана, отождествляемая с горой Шахдаг

 

Как следует из описания и карты, которую прилагает Олеарий (стр. 442-443), Эльбурсом он называл гору Шахдаг, и соответственно, речь идёт о естественных огнях, расположенных на её отрогах.

 

Священнослужитель Макар Бархударянц в 1893 г. приводит сведения о храмах огня в Ширване, в числе которых упоминается и хыналыгский:

«…багин (храм) был построен в Кубинском уезде близ села Хыналык у вулкана под названием Атешгях, где на древних остатках пришельцами из Индии были сооружены разные постройки» (М. Бархударянц. Страна Алуанк и её соседи. Тифлис, 1893 г., на арм. яз.)

 

Традиция строить храмы огня на вершинах холмов и гор известна с древних времен. Огонь Атар Гушнасп был помещён на горе Аснаванд в Атаропатакане (т. е. в Азербайджане). Зороастрийский обычай молиться в горной местности описан Геродотом в V в. до н. э. Один из таких древних горных храмов огня, также именуемый «атешгях», расположен вблизи Исфахана.

 

Атешгях на горе у Исфахана

 

Руины другого храма огня, расположены на возвышенности Кух-е Хваджа в Систане и относятся к парфянскому периоду.

 

Святилище Кух-е Хваджа

 

Как упоминалось в «Кисса-и Санджан», во время набегов мусульман парсийские священнослужители хранили огонь Аташ Бахрам на горе Бахрот.

 

Пещера в горе Бахрот, где огонь Ираншах хранили в течение 13 лет

 

Руины атешгяха с естественным пламенем близ села Хыналыг

 

По-видимому, хыналыгский атешгях расположен на месте залегания гидрата метана. Внешне гидрат выглядит как снег и легко распадается на метан, воспламеняющийся на воздухе, и воду. Поэтому возле атешгяха расположен небольшой родник.

 

Родник у атешгяха

 

Этапы восстановления храма

В 2015 г. автор этих строк обратился во Всемирную зороастрийскую организацию (World Zoroastrian Organisartion) с проектом реконструкции хыналыгского атешгяха, который был одобрен и поддержан. После получения разрешения от Министерства культуры и туризма Азербайджана мы начали работу по восстановлению.

 

Автор у руин атешгяха, май 2016

 

Особенности горного климата позволяют проводить реконструкцию только в летнее время. Из-за труднодоступности атешгяха строительные материалы и инструменты доставлялись по извилистым и узким горным тропам. В соответствии с древней традицией, атешгях решено было возвести из природного камня в виде чахартага. Работы были начаты с расчистки площади застройки под фундамент.

 

Расчистка места под фундамент

 

В соответствии с традицией, чахартаг был сориентирован по сторонам света.

 

Закладка фундамента. Открытое пламя закрыто валуном по соображениям безопасности

 

Песок и природный камень доставляли с берега реки у подножия горы.

 

Разгрузка натурального камня

 

В качестве связующего вещества использовали цемент.

 

Доставка цемента

 

Непредвиденная поломка колеса при загрузке камня

 

Место выхода пламени оградили с камнем, по аналогии с тандыром.

 

Бетонирование фундамента чахартага

 

Установка угловых простенков

 

Первые ряды кладки сохли целый день, после чего клали последующие ряды. Прямолинейность стен проверяли с помощью отвеса.

 

Угловые простенки (продолжение)

 

Для основания арок использовали лист фанеры, согнутый в дугу, на который укладывали камни. Высота арки составила 2 метра. После укладки арки также должны просохнуть, чтобы набрать необходимую прочность.

 

Возведение арок

 

Несколько раз процесс восстановления был осложнён стихией. Проливные дожди размыли дорогу, сделав проезд к атешгяху невозможным.

 

Завал дороги, перезагрузка

 

Дожди были настолько сильны, что вызвали переполнение реки Гудиалчай. Выйдя из берегов, река разрушила мост, связывающий Хыналыг с цивилизацией.

 

Разлив реки Гудиалчай, переноска вручную

 

Ремонтные работы заняли около двух недель, после чего работа была продолжена.

 

Стихийное бедствие во время восстановления

 

Когда арочные стены были готовы, мы приступили к горизонтальному перекрытию с куполом в центре.

 

Возведение основания под купол

 

Последним этапом является возведение центрального купола. В верхней части основания купола предусмотрены четыре отверстия для улучшения вытяжки продуктов сгорания природного газа. Из-за них пламя атешгяха вытягивается и становится более заметным издалека. Согласно ширванской архитектурной традиции, купол храма имеет пирамидальную форму.

 

Установка опалубки под купол

 

Процесс строительства завершается благоустройством прилегающей территории и близлежащего родника.

 

Благоустройство прилегающей территории и родника

 

Так на месте руин был восстановлен традиционный храм огня.

 

Строители храма – жители села Хыналыг. В центре – директор хыналыгского музея-заповедника Гасан Агаев

 

Он служит напоминанием людям следовать добрым мыслям, добрым словам и добрым делам. Как сказано в «Дадестан-и меног-и храд» («Суждения духа разума»): «Какая земля счастливее?» Дух разума ответил: «...та, в которой устанавливают храмы огня...».

 

Хыналыгский атешгях после восстановления (октябрь 2016 г.)

 

Статья о процессе восстановления в журнале WZO “Hamazor”, Issue 1 2017 (1)


Храмы огня шаха Пероза Азербайджан Путешествие Бехрамшаха Ноуроджи Шроффа в обитель Повелителей сердец

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 03.11.16
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта