За последние 1300 лет из-за постоянных преследований количество
зороастрийских храмов в Большом Иране постоянно снижалось. Многие из них были
были разрушены или превращены в мечети. В XIX-XX
веках преследования зороастрийцев прекратились, но количество храмов огня с
постоянно горящим огнём так и осталось прежним. Но сегодня, совместными
усилиями зороастрийцев мира, ситуация начала меняться: забытые храмы огня
получают новую жизнь.
Азербайджан – Страна Огней
Одной из стран, где некогда был распространён зороастризм, является
Азербайджан. Самые ранние упоминания о зороастризме в этом регионе восходят к
эпохе Сасанидов, которые основывали здесь храмы огня.
Из надписи верховного мобеда Картира (III в.) на «Каабе Зороастра» следует,
что он учреждал священные огни в Закавказье и назначал жрецов служить им: «и
вплоть до страны… Албании и Баласакана вплоть до Албанских ворот… тех магов и
огней, что были в тех странах, я упорядочил, я не допускал совершать обиды и
грабежи, и то, что было у них отнято, я также возвратил; и я привёл их в свою
страну, и я веру маздаяснийскую и хороших магов сделал превосходными и
почитаемыми».
Одной из необычных особенностей Азербайджана являются храмы огня с
естественным пламенем от горения нефти и природного газа (метана). Самый
известный из таких храмов огня («атешгях») находится недалеко от Баку, в
Сураханы. Согласно традиции, атешгях построен в виде чахартага – четырёх
арок, обращённых к сторонам света.
|
Атешгях с естественным огнём вблизи Баку (в виде
«чахартаг»)
|
Известный парсийский учёный Дживанджи Джамшедджи Моди в своей книге
«Maari Mumbai bahaarni sahel» («Мои путешествия за пределы Бомбея»)
писал об Азербайджане и его храмах огня с естественным пламенем:
«... В наших древних сочинениях есть упоминания о поклонении огню,
бьющему прямо из земли. Среди всех разновидностей огня был особо описан один
вид как горящий без топлива. Это и есть тот самый огонь из горящего
месторождения природного газа, который горит день и ночь...
... В древние времена в этой стране было несколько атеш-кадэ с горящим
природным газом, схожих с огнем из нынешнего храма в Баку и других
мест.»
|
Дж. Дж. Моди в Баку. Фото из журнала «Maarif və
mədəniyyət», ноябрь 1925 г.
|
Руины одного из атешгяхов с естественным пламенем сохранились в горах, в 200
км от Баку, в 5 км от села Хыналыг Губинского района (координаты 41°12'33.7"N
48°05'57.3"E).
|
Горная дорога в село Хыналыг
|
Хыналыг – труднодоступное село-заповедник в горах, расположенное на высоте
2200 метров и в 57 км от г. Губы. Большая часть территории покрыта
субальпийскими и альпийскими лугами. Климат горный, прохладный; первые
снегопады начинаются здесь уже в начале октября.
|
Село Хыналыг (вид с птичьего полёта)
|
Несмотря на то, что хыналыгцы – мусульмане, их религиозные обычаи сочетают
мусульманские и зороастрийские верования. Огонь до сих пор является объектом
особого уважения.
|
Улица в Хыналыге
|
Руины атешгяха расположенны в 5 км к западу от села и примерно на 1000 м
выше на склоне горы Шах-даг. Благодаря этому хыналыгский атешгях является самым
высоким храмом огня в мире. Согласно местной легенде, последнего служителя
атешгяха звали Пир Джомард, «который жил 1000 лет назад».
О существовании в высокогорьях этой части Кавказа культовых сооружений, в
основе которых присутствует зороастризм, упоминают различные авторы. Так,
путешественник XVII века Адам Олеарий в своей книге пишет:
«...Эльбурс есть часть Кавказских гор, в области Табесеран, граничащей с
Грузией, и высоты его очень хорошо видны с описанных сейчас гор. На этом
Эльбурсе персы некогда держали свой неугасаемый огонь и поклонялись там ему; но
теперь этого огня и его поклонников нет…, они удалились оттуда в Индию...»
(«Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в
1633, 1636 и 1637 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием //
Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, № 2. М. 1869,
Книга четвёртая, гл. XX. О городе Шемахе и горах, лежащих около неё», стр.
466)
|
Гора Эльбурс на севере Ширвана, отождествляемая с горой
Шахдаг
|
Как следует из описания и карты, которую прилагает Олеарий (стр. 442-443),
Эльбурсом он называл гору Шахдаг, и соответственно, речь идёт о
естественных огнях, расположенных на её отрогах.
Священнослужитель Макар Бархударянц в 1893 г. приводит сведения о храмах
огня в Ширване, в числе которых упоминается и хыналыгский:
«…багин (храм) был построен в Кубинском уезде близ села Хыналык у
вулкана под названием Атешгях, где на древних остатках пришельцами из Индии
были сооружены разные постройки» (М. Бархударянц. Страна Алуанк и её
соседи. Тифлис, 1893 г., на арм. яз.)
Традиция строить храмы огня на вершинах холмов и гор известна с древних
времен. Огонь Атар Гушнасп был помещён на горе Аснаванд в Атаропатакане (т. е.
в Азербайджане). Зороастрийский обычай молиться в горной местности описан
Геродотом в V в. до н. э. Один из таких древних горных храмов огня, также
именуемый «атешгях», расположен вблизи Исфахана.
|
Атешгях на горе у Исфахана
|
Руины другого храма огня, расположены на возвышенности Кух-е Хваджа в
Систане и относятся к парфянскому периоду.
|
Святилище Кух-е Хваджа
|
Как упоминалось в «Кисса-и Санджан», во время
набегов мусульман парсийские священнослужители хранили огонь Аташ Бахрам на
горе Бахрот.
|
Пещера в горе Бахрот, где огонь Ираншах хранили в течение
13 лет
|
|
Руины атешгяха с естественным пламенем близ села
Хыналыг
|
По-видимому, хыналыгский атешгях расположен на месте залегания гидрата
метана. Внешне гидрат выглядит как снег и легко распадается на метан,
воспламеняющийся на воздухе, и воду. Поэтому возле атешгяха расположен
небольшой родник.
|
Родник у атешгяха
|
Этапы восстановления храма
В 2015 г. автор этих строк обратился во
Всемирную зороастрийскую организацию (World
Zoroastrian Organisartion) с проектом реконструкции хыналыгского атешгяха,
который был одобрен и поддержан. После получения разрешения от Министерства
культуры и туризма Азербайджана мы начали работу по восстановлению.
|
Автор у руин атешгяха, май 2016
|
Особенности горного климата позволяют проводить реконструкцию только в
летнее время. Из-за труднодоступности атешгяха строительные материалы и
инструменты доставлялись по извилистым и узким горным тропам. В соответствии с
древней традицией, атешгях решено было возвести из природного камня в виде
чахартага. Работы были начаты с расчистки площади застройки под фундамент.
|
Расчистка места под фундамент
|
В соответствии с традицией, чахартаг был сориентирован по сторонам
света.
|
Закладка фундамента. Открытое пламя закрыто валуном по
соображениям безопасности
|
Песок и природный камень доставляли с берега реки у подножия
горы.
|
Разгрузка натурального камня
|
В качестве связующего вещества использовали цемент.
|
Доставка цемента
|
|
Непредвиденная поломка колеса при загрузке камня
|
Место выхода пламени оградили с камнем, по аналогии с тандыром.
|
Бетонирование фундамента чахартага
|
|
Установка угловых простенков
|
Первые ряды кладки сохли целый день, после чего клали последующие ряды.
Прямолинейность стен проверяли с помощью отвеса.
|
Угловые простенки (продолжение)
|
Для основания арок использовали лист фанеры, согнутый в дугу, на который
укладывали камни. Высота арки составила 2 метра. После укладки арки также
должны просохнуть, чтобы набрать необходимую прочность.
|
Возведение арок
|
Несколько раз процесс восстановления был осложнён стихией. Проливные дожди
размыли дорогу, сделав проезд к атешгяху невозможным.
|
Завал дороги, перезагрузка
|
Дожди были настолько сильны, что вызвали переполнение реки Гудиалчай. Выйдя
из берегов, река разрушила мост, связывающий Хыналыг с цивилизацией.
|
Разлив реки Гудиалчай, переноска вручную
|
Ремонтные работы заняли около двух недель, после чего работа была
продолжена.
|
Стихийное бедствие во время восстановления
|
Когда арочные стены были готовы, мы приступили к горизонтальному перекрытию
с куполом в центре.
|
Возведение основания под купол
|
Последним этапом является возведение центрального купола. В верхней части
основания купола предусмотрены четыре отверстия для улучшения вытяжки продуктов
сгорания природного газа. Из-за них пламя атешгяха вытягивается и становится
более заметным издалека. Согласно ширванской архитектурной традиции, купол
храма имеет пирамидальную форму.
|
Установка опалубки под купол
|
Процесс строительства завершается благоустройством прилегающей территории и
близлежащего родника.
|
Благоустройство прилегающей территории и родника
|
Так на месте руин был восстановлен традиционный храм огня.
|
Строители храма – жители села Хыналыг. В центре – директор
хыналыгского музея-заповедника Гасан Агаев
|
Он служит напоминанием людям следовать добрым мыслям,
добрым словам и добрым делам. Как сказано в
«Дадестан-и меног-и храд» («Суждения духа
разума»): «Какая земля счастливее?» Дух разума ответил: «...та,
в которой устанавливают храмы огня...».
|
Хыналыгский атешгях после восстановления (октябрь 2016
г.)
|
Статья о процессе восстановления в журнале WZO “Hamazor”, Issue
1 2017 (1)