Карелы (karjalaizet) – финно-угорский народ в России, проживают в основном в Карелии, а также Тверской области.
Известно, что предки современных финно-угорских народов в древности занимали обширные территории от лесных районов Поволжья и Прикамья до Урала, где контактировали с иранцами, из-за чего в карельской лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов:
Карельский |
Авестийский |
punta «дно» |
авест. bŭna<*bundna, отсюда название трактата Бундахишн |
aiva: (арх.) aiva «только», «исключительно», «целиком» |
aēva- «один», «единственный |
aiša «оглобля» |
aēša- «плуг» |
ertä- |
aræδa- «половина», сторона» |
mehi-läinen «пчела» |
maxšī- «муха» |
oras «холощёный кабан», «кабан |
varāza- «кабан» |
osa «часть», «доля», |
ąsa- «часть, доля» |
sarvi «рог» |
srvā- «рог» |
marras (основа marta-) «дряхлый», «бесплодный», «мёртвый» |
mæræta- «умерший», «мёртвый». |
sata «сто» |
satæm, пехлев. sat «сто» |
jyvä «зерно», «злак», «семя» |
уаvа- «злак» |
viha «ненависть», «гнев», «яд» |
vĩša- «яд», пехлев. wiš «яд». |
kota «жилище», koti «дом» |
kata- «место, постройка». |
Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в карельском обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода:
Карельский |
Новоиранский |
vermen «верхний слой кожи» |
осет. wormeg «верхняя одежда», «шуба». |
vasa «телёнок» |
ягноб. wása «телёнок» |
varsa «жеребенок» |
осет. vurs «кобыла» |
kalabian «меч» |
перс. kard «меч». |
reśmä «верёвка» |
перс. rasan «верёвка» |
porsas «свинья» |
хотано-сакск. pā’sa «свинья» |
Всё это позволяет предполагать о связях предков карел с иранцами, что могло найти отражение в карельской мифологии, зафиксированной в рунах (народных песнях). Исследователь XIX в. Элиас Леннрот скомпоновал эти руны в поэтический цикл «Калевала». Анализ содержания мифов «Калевалы» и этнографические исследования карел выявляют в их мировоззрениях некоторое сходство с учением Заратуштры.
Как известно, основой учения Заратуштры является вера в существование Ахура-Мазды и Аримана. Ахура-Мазда – Создатель Мира, источник Добра и Света, Порядка и Истины, Ариман – Разрушитель Мира, источник Зла, Тьмы, Холода и Скверны. Достичь победы Добра в мире можно через добрые мысли, слова и дела, и почитая стихии – Воздух, Воду, Землю и особенно Огонь, как символ жизненной силы, которую Создатель вдохнул во Вселенную. После смерти душа человека три дня пребывает рядом с ним, а затем подвергается суду на мосту Чинват над огненной рекой.
По традициям заратуштрийцев, труп – сакрально нечист, обладает оскверняющей силой, разносимой дэвом насу и поэтому не может быть сожжён, утоплен или похоронен в земле, поскольку это вызовет осквернение стихий. Для этого заратуштрийцы соблюдали специальные погребальные обряды с выставлением трупов в закрытых или открытых погребальных сооружениях. У восточных иранцев соблюдалась традиция построения закрытых постройках для покойных: аланы строили для этой цели «дома мёртвых», согдийцы и хорезмийцы – склепы для хранения оссуариев.

«Дом мёртвых». Осетия
Сравнивая учение Заратуштры и карельские народные верования можно отметить, что в карельских верованиях также присутствовал дуализм – вера в существование Добра во главе с Ильмариненом и Зла – во главе со старухой Лоухи, хозяйкой адской северной страны Похьелы, похитившей огонь из очагов страны людей Калевалы. Следует отметить, что согласно заратуштрийской традиции, ад (дузах) также ассоциировался с севером.
Имя бога Ильмаринена (через прафинно-угорское название неба *ilma, juma) восходит к Йиме из заратуштрийской мифологии – первочеловеку и царю, прародителю человечества, в более позднюю эпоху именовавшемуся как Джамшед.
Карелы, как и иранцы-заратуштрийцы, хоронили покойника через трое суток после смерти. По карельской традиции считалось, что в течение первых трёх суток душа умершего находится рядом, после чего она отправляется в страну мёртвых Туонелу, проходя по мосту-нитке через огненную реку Туони. Это имеет параллели с религией Заратуштры, где душа после суда над ней должна пройти по мосту Чинват над огненной рекой.
Судя по этнографическим данным, карелы вплоть до XIX в. усопшего, обёрнутого в бересту, оставляли в «доме мёртвых» – небольшом четырехугольном бревенчатом срубе (ок. 2*0,6 м) с двускатной крышей и глинобитным полом. Тело клали головой к северу и ногами на юг. Таким образом, лицо покойника было обращено в сторону юга, в сторону света, дня, солнца. В некоторых случаях «дом мёртвых» возводился для двух или более тел.

«Дом мёртвых» (фрагмент). Карелия
Исследователи отмечают у карел запрет беременным женщинам на посещение кладбищ, где на них может напасть калме – дух смерти, что перекликается с заратуштрийской традицией избегания оскверняющего трупного дэва насу.