Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Азар, день Вад.

22.09.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная \ Анджоман \ Наследие \ Россия \ Тюрки Версия для печати

Заратуштрийские элементы в башкирской мифологии

Башкиры (башкорт) – тюркский народ, живущий в разных областях России (в основном, Башкортостане) и других странах. За свою историю предки современных башкир контактировали с восточными иранцами, проникавшими в Приуралье и Поволжье. Следы этого взаимодействия отражены в некоторых традициях и мифологии башкирского народа.

 

Об этом свидетельствует широко отмечаемый башкирами праздник наступления весны –  Ноуруз, празднуемый 21-22 марта.

 

Следы заратуштрийского влияния просматривается в демонологических представлениях башкир. Это легенды о демонических персонажах – пери, дейеу и аждаха.

 

Пери – женские демонические персонажи, образ которых восходит к авестийским паирика – злокозненным существам женского пола. Пери своей красотой заманивали и губили людей.

 

Пери

 

Дейеу – злые духи, живущие в горах, пещерах, озёрах. Представлялись великанами, иногда с несколькими головами, имеющими своё подземное царство. Завлекают людей в свои владения и убивают.Образ дейеу восходит к дэвам – служителями Аримана из заратуштрийской мифологии. Персонаж Дейеу пэрие в мифологических представлениях башкир соединяет в себе образ дэва и пери. Дейеу пэрие – повелитель ветров. Его образ восходит к авестийскому владыке ветров – Вайю.

 

Дэв (художник А. Фанталов)

 

Аждаха – злой демон в башкирской мифологии, восходит к авестийскому Ажи-Дахаку. Чаще изображается как многоголовый исполинский дракон с огнедышащей пастью. Согласно башкирским легендам, спасая девушку, сказочный батыр вступает в поединок с аждаха и побеждает его, что имеет параллель с авестийским Траэтоной (Феридуном), победившим Ажи-Дахака.

 

Другим примечательным персонажем башкирской мифологии является Сэмрегош – птица Сэмре, спасшая богатыря за то, что он избавляет её птенцов от аждаха. Её образ восходит к птице Симург из заратуштрийской мифологии – противнику пресмыкающихся и змей. Симург – царь всех птиц, хищная птица с чертами льва или собаки.

 

Иранские заимствования в башкирском языке проникли почти во все сферы употребления и составляют неотъемлемую часть активного лексического состава современного башкирского языка.

 

В башкирском языке наряду с исконными личными именами в настоящее время используется много заимствованных иранских имён. В образовании таких имён участвовали прямые и посреднические иранские компоненты, как: гюль/гуль – цветок, диль – сердце, жан – душа, хуб(б) – хороший, добрый, шат – радостный и т. д., бану – царица, зар – золотой, наз – нежный, нар – гранат, джихан – Мир, Вселенная, фируза – победа. Иранские мужские имена у башкир – Азат, Асфандияр, Асгар, Ахун, Батыр, Булат, Вазир, Дильшат, Мигран, Миасар, Навруз, Рустем, Рушан, Фарваз и т. д. Иранские женские имена у башкир – Бану, Гуль, Гульдар, Гульзада, Гульназ, Гульнар, Гульшат, Гаухар, Дилара, Диля, Мархаба, Наза, Наркас, Рушания, Фариза, Фирдаус, Файруза, Фардана, Фархана, Хуршида и т. д. Иногда в именах использовали разные сочетания этих элементов: Айгуль – лунный цветок и т. п.

 

Помимо имён, в башкирский язык проникло большое число иранизмов как обозначения понятий материальной и духовной культуры. Существует версия об иранском происхождении топонима Уфа в значении «тёмная» (имеется в виду цвет реки Уфы). В исконно тюркских словах нет звука «ф», также как в большинстве финно-угорских (кроме мордовского – в середине и конце слов, и венгерского – также и в начале), которая характерна для иранских языков. Известно, что восточноиранские племена саков и массагетов кочевали вблизи Южного Урала и могли дать название реке.

Комментарии   Комментарии

Новости
Все новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости

Публикации
Все новости

Календарь на 3759 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1390 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3759 год зороастрийской эры/1390 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Гаханбары (или гахамбары) – это шесть важнейших зороастрийских праздников, отмечаемых...


Все публикации

Комментарии
Все новости


Все комментарии



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 05.01.09
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта