Кто (он), благодаря кому Луна
растет и вновь убывает? (Ясна 44.3)
|
Месяц, как единица времени, повторяет своим названием имя Луны, поэтому
несомненно календарный месяц обязан своему возникновению циклу смены лунных
фаз: от «новорождённой» Луны до полнолуния и от полнолуния вновь к
«исчезновению» – занимающему примерно тридцать дней (пехл. sīrōzag, новоперс.
sīrōza). Как говорится в Авесте:
Пятнадцать (дней) Луна возрастает, пятнадцать (дней) Луна убывает.
Сколько (дней) к нее рост, столько – убывание. Сколько (дней) у нее убывание,
столько – рост. (Мах-нияишн, 3)
Пехлевийский текст замечает, что Луна исчезает, когда находится в соединении
с Солнцем, а наибольшее сияние и сферическую форму приобретает в противостоянии
с Солнцем (Дадестан-и Дениг, 68). Пятнадцать дней Луна набирает от
Язатов благо и счастье, а затем пятнадцать дней вместе со своим светом раздаёт
их живущим в земном мире (Занд Мах-нияишн, 3). Другие говорят, что
Луна наполняется благодеяниями, которые творят люди на земле, а затем излучает
их обратно людям в виде света.
Месяц включает три основные фазы, именуемые ратами, которые принято
отмечать чтением Мах-нияишна:
1. Андармах (авест.
aṇtarəmåŋha, пехл. andarmāh, букв. «Луна внутри», то есть, Новолуние, когда
Луна не видна) – с 1-го по 5-й день.
2. Пурмах (авест.
pǝrǝnō.måŋha, пехл. purmāh, «Полнолуние») – с 11-го по 15-й день.
3. Вишаптах (авест.
wīšaptaθa, пехл. wišaptah, «между семёрками») – с 21-го по 25-й день
(см. Денкард III, 259).
С четверичным делением лунного месяца связаны названия тридцати дней. Как
говорит Бундахишн:
Ормазд установил имена тридцати Амахраспандов (здесь синоним слову
Язаты) для тридцати дней таким образом: сначала Ормазд, затем шесть
Амахраспандов; восьмой день Дей, то есть «Творец», а затем шесть Амахраспандов,
что составляет семь (дней); восьмой день Дей, то есть «Творец», а затем семь
Амахраспандов, что составляет восемь (дней); девятый день Дей, то есть
«Творец», а затем семь Амахраспандов, что составляет восемь (дней). Ибо Он
установил своё имя в четырёх местах месяца: Ормазд и три Дея, то есть своё Имя,
своё Пространство, свою Религию и своё Время, которые вечны (Бундахишн III,
1)
Иначе говоря, день Ормазд и три дня Дей составляют четверичный
каркас месяца, в котором 1-й день в честь имени Ахура Мазды представляет
Новолуние, а 8-й, 15-й и 23-й дни с одинаковым именем Дей – соответственно
Первую четверть, Полнолуние и Последнюю четверть. 23-й день при этом находится
между двумя семёрками имён – в соответствии со значением слова
«вишаптах» - третьим ратом месяца. Таким образом, месяц делится
на 4 отрезка, несколько напоминающих недели. Первый отрезок составляют имена
собственно семи Амешаспентов (Бессмертных Святых) во главе с Ормаздом. Второй –
имена язатов Божьего Пространства. Третий – имена язатов Божьей Религии.
Последний – имена язатов Божьего Времени. Чтобы отличать дни Дей друг от
друга, к этому названию добавляется уточнение с именем следующего дня: 8-й день
Дей-бе-Азар – то есть день Дей перед Азаром, 15-й день
Дей-бе-Мехр – день Дей перед Мехром, 23-й день
Дей-бе-Дин – день Дей перед Дином.
Имена дней месяца
Их имена содержатся в Ясне (глава 16, 3-6), где каждая из четырёх
групп перечислена в отдельном стихе. Тридцати дням месяца соответствуют
тридцать кратких посвящений Язатам в сборнике Сироза. Список дней
приведён также в Бундахишне (Ia, 23)
Число дня месяца
|
Имя дня
|
На пехлеви
|
На авестийском
(в родительном падеже – день такого-то)
|
Значение имени
|
|
1
|
Ормазд
|
Ohrmazd
|
Ahurahe Mazdå
|
Господь Мудрый
|
Язаты Имени
(Бессмертные Святые)
|
2
|
Бахман
|
Wahman
|
Waŋhə̄uš Manaŋō
|
Благой Помысел
|
3
|
Ардибехешт
|
Ardwahišt
|
Aṣ̌ahe Wahištahe
|
Истина Наилучшая
|
4
|
Шахривар
|
Šahrewar
|
Xšaθrahe Wairyehe
|
Власть Желанная
|
5
|
Спандармаз
(Эсфанд)
|
Spandārmad
|
Spəṇtayå Ārmatōiš
|
Святое Благочестие
|
6
|
Хордад
|
Xordād
|
Haurwatātō
|
Целостность
|
7
|
Амордад
|
Amurdād
|
Amərətatātō
|
Бессмертие
|
8
|
Дей-бе-Азар
|
Day-pad-Ādur
|
Daθušō
|
Творец
(Пространство Творца)
|
Язаты Пространства
|
9
|
Азар
|
Ādur
|
Āθrō
|
Огонь
|
10
|
Абан
|
Ābān
|
Āpąm Waŋuhīnąm
|
Воды Благие
|
11
|
Хоршид
(Хур)
|
Xwar(šēd)
|
Hwarəxšaētahe
|
Солнце
|
12
|
Мах
|
Māh
|
Måŋhahe
|
Луна
|
13
|
Тир
|
Tīr
|
Tištryehe
|
Тиштрья (Сириус и дождь)
|
14
|
Гуш
|
Gōš
|
Gə̄uš Urwānō
|
Душа Скота
|
15
|
Дей-бе-Мехр
|
Day-pad-Mihr
|
Daθušō
|
Творец
(Религия Творца)
|
Язаты Религии
|
16
|
Мехр
|
Mihr
|
Miθrahe
|
Договор, Дружба, Свет
|
17
|
Соруш
|
Srōš
|
Sraošahe
|
Послушание, Совесть
|
18
|
Рашн
|
Rašn
|
Rašnaoš
|
Правдивость
|
19
|
Фарвардин
|
Frawardīn
|
Frawaṣ̌inąm
|
Дух человека
|
20
|
Варахрам
(Бахрам)
|
Wahrām
(Warhrān)
|
Wərəθraγnahe
|
Победоносность
|
21
|
Рам
|
Rām
|
Rāmanō
|
Мир, Радость
|
22
|
Вад (Бад, Говад)
|
Wād
|
Wātahe
|
Ветер, Воздух
|
23
|
Дей-бе-Дин
|
Day-pad-Dīn
|
Daθušō
|
Творец (Время Творца)
|
Язаты Времени
|
24
|
Дин
|
Dīn
|
Daēnayå
|
Религия, Образ веры
|
25
|
Ард
|
Ard
|
Aṣ̌ōiš Waŋhuyå
|
Награда Благая, Счастье
|
26
|
Аштад
|
Aštād
|
Arštātō
|
Справедливость
|
27
|
Асман
|
Āsmān
|
Ašnō
|
Небо
|
28
|
Замьяд
|
Zam(yād)
|
Zəmō
|
Земля
|
29
|
Мараспанд
|
Māraspand
|
Mąθrahe Spəntahe
|
Святое Слово
|
30
|
Анаран
|
Anagrān
|
Anaγranąm Raocaŋhąm
|
Бесконечные Сияния
|
В древности особую значимость имели первый и последний день месяца, они
имели также второе, уважительное название: день Ормазд – Фаррух, то есть
«счастливый», день Анаран – Бехруз, то есть «благой день».
Идеальный тридцатидневный месяц
Месяц в календаре
Синодический лунный месяц (то есть полный цикл смены фаз) непостоянен.
Согласно современным данным, в среднем он составляет 29 суток, 12 часов, 44
минуты, а разница между длительностью разных лунных месяцев может достигать
полусуток. Книга Денкард говорит, что он длится не 30 дней, а на 10 часов
меньше. Из-за этого за двенадцать месяцев накапливается разница в 120 часов
(Денкард III, 419). При этом реальный лунный месяц может состоять как из 30
дней, так и из 29.
В целом исчисление месяцев строго по фазам Луны в зороастрийской культуре
было оставлено – начиная уже с давней эпохи месяц в зороастрийском календаре
представляет собой строгую тридцатидневку (сироза), никак не
привязанную к фазам Луны. Каждый месяц фазы смещаются по отношению к
календарному месяцу на несколько часов, но благодаря небольшой разнице,
наблюдая за Луной, можно соблюдать указанные выше три рата-фазы – то есть
читать Мах-нияишн трижды в календарный месяц (одна и та же фаза случается в
одном календарном месяце весьма редко).
Месяцесловы
Вследствие большой важности тридцатидневного месяца, имена Язатов по сути
сливаются с названиями дней, и месяц сам по себе является образцовым списком
Язатов. В традиции распространены месяцесловы с посвящениями именам Язатов в
месячном порядке. Главнейший из них – это авестийская Сироза, где в календарном
порядке приведены хшнуманы (посвящения) всем тридцати Язатам месяца.
Известен также месяцесловы в конце книги Шаист-Нашаист
(главы
22 и
23).
Месяцеслов Адурбада Мараспанда описывает, что зороастрийцу рекомендуется делать
(или чего не делать) в каждый из дней месяца.