Заратуштрийцам заповедана пятикратная молитва в соответствии с традиционным
разделением суточного цикла, следующим за видимым движением Солнца по небу.
Периоды заратуштрийских суток называются персидским словом
гāҳ («время», «пора»), которому соответствует авестийское
рату.
|
Авестийское название
|
Современное персидское название
|
Исходное значение названия
|
Время
|
1.
|
Ҳāвани-
|
Ҳāван
|
«Выжимка (сока хаомы)»
|
от восхода солнца до полудня
|
2.
|
Рапиθβина-
|
Рапӣтвин
|
«Правильный приём пищи»
|
с полудня до 3-го часа пополудни
|
3.
|
Узайеирина-
|
Узӣрин
|
«Заход (Солнца)»
|
с 3-го часа пополудни до захода солнца.
|
4.
|
Аиβисрӯθрима-[Аибигайа-]
|
Айвӣсрӯтрим
|
«Слушание-[пение]»
|
от захода солнца и появления звёзд до полуночи.
|
5.
|
Уш̣аҳина-
|
Ушаҳӣн
|
«Восход»
|
с полуночи до восхода солнца
|
Как видно, заратуштрийские сутки начинаются с восхода солнца, и во главе
гахов стоит Хаван – гах, когда священники проводят Ясну и выжимают
чудодейственный сок Хаомы. Рапитвин – изначально гах обеденного времени, он
отождествляется с теплом полудня, когда солнце больше всего разогревает воздух.
В заратуштрийском году пятимесячный период так называемой «Большой Зимы» с
месяца Абан до праздника Новруз традиционно считается временем без Рапитвина. В
холодное время года Солнце не согревает воздух в достаточной степени, поэтому
не образуется конвекции тепла от земли, так отличающей летнюю погоду. Согласно
Бундахишну, в это время Рапитвин уходит под землю, где согревает источники вод.
Поэтому Рапитвин справляется, когда вода родника холоднее воздуха, а когда она
теплее воздуха (зимой), время Рапитвина после полудня приписывается гаху Хаван.
Заратуштрийцу при этом предписывается при наступлении полудня зимой читать
второй гах Хаван с соответствующими молитвами. Данное правило «второго Хавана»
связано, в частности, с тем обстоятельством, что зимой день значительно короче,
и времени от восхода до полудня может не хватить на длинные заратуштрийские
богослужения, типа Ясны, совершаемые мобедами всегда в гах Хаван.
Послезакатный гах изначально относился ко времени собраний древних иранцев,
на которых перед вечерним огнём распевались и слушались восхваления умерших
предков и эпические сказания об их деяниях.
Гахи – это не просто механическое разделение суток на молитвенные циклы,
каждый гах имеет своё значение, свою символику, своих небесных покровителей.
Помимо того, что существуют специальные молитвы для каждого гаха, в большинство
других молитв начинается с благословения текущего гаха и его покровителей.
Некоторые молитвы имеют ограничения на чтение в тот или иной гах суток, прежде
всего это касается молитв, посвящённых солнцу и луне.
При благословении гаха всегда упоминаются два рата-покровителя, а именно
один из пяти покровителей живого мира и один из глав пятиричной иерархической
структуры общества:
1. Нмана – дом/семья
2. Вис – селение/род
3. Занту – племя/область
4. Дахью – страна/регион
5. Всё человечество
При этом первому гаху суток Хавану соответствует второй уровень общественной
структуры – рат Висья, а покровитель первого, низшего уровня – Нманья –
поминается в последний предрассветный гах Ушахин. Таким образом, порядок
покровителей общества сдвинут по отношению к порядку гахов на один пункт.
Кроме того, с каждым гахом традиционно связаны определённые
язаты-покровители. Их хшнуманы (поминания) содержатся в специальной
молитве, посвящённой соответствующему гаху.
Все указанные соответствия можно представить в виде следующей таблицы:
|
Гах
|
Покровитель живого мира
|
Покровитель общества
|
Покровители-язаты
|
1.
|
Хаван
|
Сāваҳи-
«Оживляющий», «Наделяющий жизнью»
|
Вӣсйа-
«Глава селения/рода»
|
Митра, Раман
|
2.
|
Рапитвин
|
Фрāдат̰-фш̣у-
«Растящий скот»
|
Зан̣тума-
«Глава племени/области»
|
Аша Вахишта, Атар (Огонь)
|
3.
|
Узирин
|
Фрāдат̰- вӣра-
«Растящий людей»
|
Дах́йума-
«Глава страны/региона»
|
Апам Напат (Березат Ахура), Ап (Вода)
|
4.
|
Аивисрутрим
|
Фрāдат̰-
вӣспąм-ҳуджйāити-
«Растящий всё доброживущее»
|
Зараθуштро̄тəма-
«Наизаратуштрейший» (мобедан мобед, глава всех
заратуштрийцев)
|
Праведные Фраваши, Веретрагна
|
5.
|
Ушахин
|
Бəрəджйа-
«Благословляющий», «Совершающий почитания»
|
Нмāнйа-
«Глава дома/семьи»
|
Сраоша, Рашну
|
Язаты-покровители гахов соответствуют символике гахов, в которой
1. Хаван – гах солнечного света,
открытых пространств, полных пастбищ для скота.
2. Рапитвин – гах жаркого времени,
символизируемого огненной стихией.
3. Узирин – гах водной стихии.
4. Аивисрутрим – гах, посвящённый
фраваши (душам) умерших предков.
5. Ушахин – гах предрассветного времени,
в которое человек особенно нуждается в защите язатов Послушания (Сраоши) от
лени и скверны.
В храме огня при наступлении очередного гаха священник совершает обряд
возложения топлива на поддерживаемый в храме огонь, и, читая Аташ-неяеш,
ударяет в небольшой колокол, оповещая всех присутствующих в храме о времени
новой молитвы.
Для заратуштрийцев, не находящихся в храме, также рекомендуется начать
молитву сразу при наступлении очередного гаха или, по крайней мере, по
возможности начать её в первый час гаха, не оставляя на его конец, когда
вот-вот должен начать следующий гах. Однако при совершенной невозможности
совершить молитву в нужное время молитва прошедшего гаха может быть «возмещена»
позднее, как только предоставится такая возможность.
Исключение составляет гах Ушахин, для которого заратуштрийцу, не следящему
за огнём в храме или не участвующему в ночных богослужениях Вендидада, не
обязательно бодрствовать в полночь. Обычно рекомендуется читать молитву Ушахина
в предрассветное время сразу после пробуждения до восхода солнца.