Двенадцать месяцев по
тридцать дней составляют число 360 дней, которых,
однако, недостаточно для завершения года. Чтобы год равнялся 365 дням, в конце
года, после месяца Эсфанд (Спандармад) и перед Новрузом, в календарь
вставляются пять добавочных дней. Они могут как включаться в месяц Эсфанд
(тогда говорится, что он состоит из 35 дней), так и (чаще) не включаться в
месяцы вообще, называясь на пехлеви Андаргах (andargāh), то есть
«промежуточное время», Панджа, то есть «Пятёрка» (пехл.
panjag, новоперс. panja, panje) или же truftag rōzān
«украденные дни».
Поскольку день не может не иметь имени (то есть духовного покровителя), пять
добавочных дней поименованы по пяти Гатам, главнейшим
частям Авесты (См. Бундахишн, Ia, 22). Отсюда другое их название – «дни
Гат»:
Число добавочного дня
|
Имя дня
|
На пехлеви
|
На авестийском
(в родительном падеже – день того-то)
|
Значение имени
|
1
|
Ахунавад-гах
|
Ahunawad-gāh
|
Ahunawaityå gāθayå
|
Гата Жизни
|
2
|
Уштавад-гах
|
Uštawad-gāh
|
Uštawaityå gāθayå
|
Гата Блаженства
|
3
|
Спентомад-гах
|
Spandōmad-gāh
|
Spəṇtāmainyə̄uš gāθayå
|
Гата Святого Духа
|
4
|
Вохухшатр-гах
|
Wohuxšatr-gāh
|
Wohu-xšaθrayå gāθayå
|
Гата Благой Власти
|
5
|
Вахиштоишт-гах
|
Wahištōišt-gāh
|
Wahištōištōiš gāθayå
|
Гата Наилучшего Желания
|
Праздник фраваши
На эти пять дней приходится последний гаханбар
года – Хамаспатмедейом (авест. Hamaspaθmaēδaya), посвящённый шестому
творению Ахура Мазды – Человеку. Название гаханбара традиционно толкуется как
«собрание войска (фраваши)», но может пониматься также как «середина пути к
лету». В эти дни, близкие к весеннему равноденствию и «выпадающие» из
череды двенадцати месяцев (то есть своего рода «выпавшие из времени»),
зороастрийцы поминают фраваши (фравахары, то есть предсуществующие души) своих
умерших родственников.
Благие, могучие, святые фраваши праведных мы почитаем,
которые в селения прилетают
в рат Хамаспатмаэдаю.
И там они ходят десять ночей, наблюдая:
Кто нас будет восхвалять, кто — почитать?
(Яшт 13,49-50)
Фравахары приходят в дома своих живых родственников, ожидая почтения и
подношения, а в ответ благословляют их на благополучие в течение следующего
года. У зороастрийской семьи обычно имеется книга, в которую вписывают умерших
предков, часто в них включаются и выдающиеся деятели, цари и священнослужители
прошлого. Священник при совершении церемоний Афарингана, Сатума или Фарохши во
вступлении зачитывает их имена.
|
Вечером последнего вставного дня перед самым Новрузом
зороастрийцы Йезда зажигают огни на крышах своих домов, чтобы проводить
фравахары родственников, гостивших у них в гаханбар Hamaspaθmaēδaya
|
Десять дней Фравардигана
Можно, однако, заметить, что в Авесте упоминаются не пять, а
десять дней, в которые фраваши гостят на земле. Эти десять дней
поминовения справляются до сих пор и называются Фравардиганом (пехл.
Frawardīgān, Фравардиган, Фарвардиган, Фрудог). Парсы также называют эти дни
Муктад (Muktād, из санскр. muktātmānā vṛddhi , что
является переводом авест. aṣ̌āunąm frawaṣ̌ayō «фравахары
праведных». Иранские зороастрийцы, не знавшие санскрита, воспринимали его как
искажение арабского слова muxtār «свободный»).
Десятидневный Муктад-Фравардиган включает себя две пятёрки дней:
1. Панджа-и кех (малая пятёрка),
со дня Аштад по день Анарам, то есть в конце месяца
Эсфанд.
2. Панджа-и вех (большая
пятёрка), то есть собственно пять добавочных дней Андаргаха.
Десять (а не пять) дней гаханбара Хамаспатмедейом упомянуты в Авесте
неслучайно, они отражают древний авестийский календарь, в котором сохранялось
влияние месяцев, исчисляемых по фазам Луны. Согласно книге Денкард,
лунный месяц на десять часов короче тридцатидневки, соответственно 12 лунных
месяцев на 120 часов короче 12-ти тридцатидневных месяцев (Денкард, III, 419).
Эти 120 часов составляют 5 суток, а до завершения солнечного года в 365 дней
нужны ещё пять суток. Таким образом, когда древний календарь ориентировался на
продолжительность лунного месяца, в конце года оставалось 10 дней, которые
нужно было восполнить праздником Хамаспатмаэдая.
Предполагается, что авестийский год состоял из семи месяцев по 30 дней и
пяти – по 29. Вероятно, тридцатидневными были месяцы лета, а
двадцатидевятидневными – зимы (имеются в виду большие сезоны двоичного
разделения года). Двенадцать месяцев насчитывали 355 дней, к которым для
завершения года добавлялось 10 дней вне месяца.
Месяцы:
|
I.
|
II.
|
III.
|
IV.
|
V.
|
VI.
|
VII.
|
VIII.
|
IX.
|
X.
|
XI.
|
XII.
|
Hamaspaθmaēδaya
|
Кол-во дней
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
29
|
29
|
29
|
29
|
29
|
10
|
Накопление дней
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
239
|
268
|
297
|
326
|
355
|
365
|
Сезоны:
|
Лето (авест. hąmin-)
|
Зима (авест. zayana-)
|
(Равноденствие)
|
Перестройка календаря
В дальнейшем, как предполагается, при Ахеменидах, календарь был перестроен
по образцу египетского: 12 месяцев строго по 30 дней, окончательно оторвавшись
от лунных фаз. Как и в Древнем Египте, вставных дней (эпагоменов, греч.
ἐπαγομέναι) стало не десять, а пять – поименованных по пяти Гатам. В результате
десятидневный праздник фраваши оказался формально разделённым, а гаханбаром
Hamaspaθmaēδaya стали называться только пять вставных дней.
Месяцы:
|
I.
|
II.
|
III.
|
IV.
|
V.
|
VI.
|
VII.
|
VIII.
|
IX.
|
X.
|
XI.
|
XII.
|
Hamaspaθmaēδaya
Panjag
|
Кол-во дней
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
5
|
Накопление дней
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
240
|
270
|
300
|
330
|
360
|
365
|
Сезоны:
|
Весна
|
Лето
|
Осень
|
Зима
|
|
|
5
|
5
|
Frawardīgān
|